Языковый вопрос: взгляд из региона | Страница 6
Вместе с тем, борьба, развернувшаяся вокруг ратификации Хартии, превратила ее в своеобразное знамя сторонников придания русскому языку статуса второго государственного. Закон о ратификации Хартии вступил в силу лишь 1 января 2006 года. То есть, период между ее подписанием и началом реализации составил, без малого, десять лет.
Уверен, если бы государство раньше начало реализовывать положения Хартии, то политическая острота языкового вопроса была бы снята, и он бы не служил еще одним фактором раскола. Тем более, что согласно украинскому закону, положения Хартии распространяются на языки 13 национальных меньшинств, а не только на один русский.
Поэтому наиболее оптимальным путем выходом из ситуации могло бы стать принятие решения, согласно которому, в таких многонациональных регионах, как Одесская область, положения Хартии распространялись бы и на языки других национальных меньшинств: болгар, гагаузов, молдаван, евреев, поляков. Органы местного самоуправления должны сами сделать свой выбор в пользу одного из этих языков. Каким бы он ни был, этот выбор надо будет уважать и подкреплять соответствующим финансированием со стороны государства. Только в таком случае это будет выглядеть как действительная реализация Хартии, а не как политический демарш.
Даже такую сложную для Украины проблему, как языковая, можно и должно решать в правовом поле. Необходимо принятие нового закона «О языках», поскольку действующий уже морально устарел. Конечно, политическая нестабильность в стране не способствует этому, но это еще не повод для тотального правового нигилизма.
Но, в конечном счете, кроме Европейской Хартии региональных языков или языков меньшинств, Украина ратифицировала и такой важный документ, как Европейская Хартия местного самоуправления, которая, к сожалению, также исполняется не в полной мере. Может быть, стоит сосредоточиться и на ее реализации? Тогда многие острые вопросы уйдут сами собой.
Сергей Гриневецкий,
депутат Одесского областного совета