Однажды в Молдове | Страница 5
В состоявшемся референдуме приняли участие 58 процентов избирателей, из них 55 процентов поддержали предложение Президента. На осень был запланирован уже конституционный референдум, однако в начале ноября Конституционный Суд Молдовы вынес решение, согласно которому инициатива Лучински по изменению действующей Конституции может быть реализована только при одобрении большинства депутатов парламента.
Поневоле возникают аналогии с украинской ситуацией, когда по инициативе Президента Украины Леонида Кучмы 16 апреля 2000 года был проведен референдум, направленный на изменение институтов власти. Тогда более 80 процентов избирателей поддержали все четыре вопроса референдума – о праве президента досрочно прекращать полномочия парламента в случае, если в течение месяца депутаты не смогли сформировать большинство либо в течение трех месяцев Верховная Рада не утвердила проект госбюджета; об ограничении депутатского иммунитета; о сокращении количества депутатов парламента с 450 до 300; о необходимости формирования двухпалатного парламента.
Конституционный Суд Украины и здесь сказал свое веское слово, признав два пункта из шести, вынесенных президентом на референдум, «неконституционными». В первом из них говорилось о доверии к парламенту, во втором – о проведении референдума по принятию изменений в Конституции. Оба вопроса, по заключению Конституционного суда, относятся исключительно к полномочиям парламента и не могут быть вынесены на всенародное голосование.
Однако именно украинский парламент поставил в этом вопросе последнюю точку, отказавшись утвердить результаты референдума.
В Молдове же попытке президента пересмотреть Конституцию изначально был нанесен серьезный удар.
Дальнейшее развитие ситуации в Республике напоминает войну всех против всех. Выход из парламентской фракции «Блока за демократическую и процветающую Молдову», ориентирующихся на президента депутатов разрушил большинство. Отныне судьба правительства решалась ситуативными союзами.
Итог был закономерен. 5 июля 2000 г. на внеочередном заседании парламента были рассмотрены три проекта поправок в Конституцию: президентский, направленный на превращение Молдовы в президентскую республику, парламентский – о расширении полномочий правительства и парламентский проект «тридцати семи», превращавший Молдову в парламентскую республику.
В итоге при редком единодушии (90 голосов – «за») были приняты поправки, превратившие Молдову в парламентскую республику. В противостоянии «президент-парламент» победила корпоративная сплоченность депутатского корпуса.
Должность президента стала практически номинальной. Он избирался парламентом (для избрания необходим 61 голос), его полномочия ограничивались. В частности, он мог вносить кандидатуру премьер-министра только после консультации с парламентскими фракциями. Однако депутатам все же хватило ума не отводить президенту роль английской королевы. За ним осталась прерогатива досрочного роспуска парламента.
Уже в октябре 2000 года в качестве превентивной меры парламент вывел из-под контроля президента и подчинил себе Службу информации и безопасности (аналог украинской СБУ). Отныне глава государства мог только предлагать кандидата на пост ее директора, а утверждать его сроком на 5 лет должен был парламент.
Однако уже при первой попытке избрания президента парламентом в декабре 2000 года парламентская система дала сбой. Никто из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, что дало основания Петру Лучински объявить о досрочном прекращении полномочий парламента и новых выборах. Несмотря на номинальность, президентский пост оставался по-прежнему притягательным для политиков. Играть роль арбитра становилось не только почетно, но и выгодно.