Час пик
Быстрый переход:




Цензура в театре она уже действует и берет пример с «лучших образцов» советской эпохи


В театральном сообществе режиссера Андрея Жолдака не очень любят. Не любят маститые коллеги, считая его выскочкой и не прощая ему выпадов в свой адрес и резких заявлений об агонии академических трупп. Не любят рецензенты, маскирующие свою полуобразованность спесью и хамством. Не любят менее удачливые одногодки, уверенные, что имя себе Жолдак сделал исключительно эпатажем.

В общем, он — чуточку «выродок», белая ворона, мишень для ядовитых шпилек и мстительной желчи. Вот факт: сцену для затеянной Жолдаком ретроспективы своих спектаклей под разными предлогами отказались предоставить несколько киевских театров. Профессиональная ревность в данном случае оказалась даже сильнее меркантильности — ведь давая Жолдаку «от ворот поворот», руководители этих театров теряли немалые деньги за аренду. Но все равно не пустили. Гастроли, конечно, состоятся — в Национальной опере. Зрители сами смогут решить, так ли страшен Жолдак, как о нем судачат.

Как бы там ни было, а преданная публика у режиссера есть. Ведь у здравомыслящих и ценящих оригинальную театральную форму людей поводов для зависти нет. Они-то, наверное, даже рады, что их соотечественник — по сути, единственный из украинских режиссеров, — сумел добиться признания за пределами родины и завоевать репутацию одного из самых необычных и талантливых молодых европейских театральных постановщиков.

Дело, впрочем, не только в зависти.


Жолдаку, кажется, не могут простить не его бесцеремонность и эгоцентризм, даже не его удачи и популярность, а, прежде всего, его сумасшедшую художественную отвагу. Он позволяет себе то, что другие давно себе запретили, в себе кастрировали или так и не сумели из своих способностей извлечь. Он позволяет себе быть собой и не бояться себя. Позволяет себе фантазировать без табу и внутреннего цензора. Рисковать. Добиваться невозможного. Не лгать в искусстве и не пресмыкаться — перед начальством, актерами или публикой.

Потому, наверное, симптоматично, что в независимые, а пуще того — послемайданные, принципиально равнодушные к культуре украинские годы только Андрей Жолдак, в общем, совершенно аполитичный человек, ощутил на своей шкуре давление, казалось, забытой с советских лет цензуры. Ей подвергли в Харькове его последний спектакль «Ромео и Джульетта. Фрагмент» -  в местном театре имени Т. Шевченко, который режиссер счастливо для себя и труппы возглавлял четыре года.

Официально работу театра, кстати, никто не запрещал. Местные чиновники, не желающие марать оранжевые мундиры обвинениями в обскурантизме и доводить дело до международного скандала (спектакль создавался по заказу и в кооперации с Берлинским фестивалем), устроили мелочный торг, потребовав в обмен на разрешение показать спектакль за границей заявление об отставке Жолдака и клятву не играть «Ромео и Джульетту» дома.

Конечно, их мнимое пуританство и интеллигентность шокировали три десятка обнаженных актеров на сцене, в одном из кульминационных моментов спектакля демонстративно обмазывающих себя дерьмом.

Но все же, подозреваю, злобу властей вызвала не физиология, а идеология постановки.

Жолдак, фигурально выражаясь, вымазал не актеров, а общество. Далекий, повторю, от политики человек, он, к слову, единственный в последние годы в нашем театре прямо и честно сказал со сцены, что от перемены цветов власть не меняется (условно говоря, враждующие «оранжевый» и «синий» кланы представлены у него двумя стаями разнузданных вульгарных обезьян), что современный человек обобран, унижен и оглуплен, что социум погружен в энтропию и даже совсем молодые люди в нем чувственно оскоплены, буквально на глазах омертвевают, превращаясь то ли в собственные надгробные памятники, то ли в парковые скульптуры, на которых можно писать любую мерзость.

Все-таки художников надо любить. Даже если они говорят неприятную правду.


Василь Лье,

«Столичные новости»






  • Теперь молодым приходится рассчитывать только на себя, в лучшем случае — на помощь родителей. И в вопросе жилья также. Накануне экономического кризиса Украина переживала строительный бум. Но он не решил жилищной проблемы…>>>
  • Выборы в местные советы должны проходить стопроцентно по мажоритарным округам. Особенно это стало понятно сейчас…>>>
  • Здравоохранению нужен прозрачный механизм финансирования. Прежде всего, нужно определить четкий перечень гарантированных государством медицинских услуг, например, неотложную медпомощь и помощь на первичном уровне. Может быть, стоит найти новые механизмы финансирования здравоохранения…>>>
  • 13-15 гривень за десяток яиц — не перебор ли, панове? К примеру, в Киеве стоимость этого хрупкого продукта, даже после повышения, колеблется в диапазоне 10-11 гривень. Но и это — слишком высокая цена, особенно, если учесть темпы роста отрасли и себестоимость яйца, которая… ровно в 10 раз ниже розничной в Одессе…>>>
  • Эксклюзивный сюжет южненской телестудии «Миг» шокировал весь регион. Корреспонденты телестудии г. Южный после многочисленных звонков выехали в село Кошары, где по убеждению горожан в центре населенного пункта находится несколько «брошенных»… могильных плит…>>>