«Под геноцидом понимаются действия, совершаемые с намерением уничтожить, (полностью или частично) какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую».
(Статья 2 Резолюции ООН №96(I) от 11 декабря 1946 года)
Винница. 1933 год, 24 апреля
Резолюция секретаря Винницкого обкома КП(б)У И.Ливензона: «Я готов выслушать ... что угодно, но только не заявление о голодании колхозников и просьбу о продовольственной помощи ... Голодают лодыри, тунеядцы, приложившие немало энергии для разложения колхозов ...».
Воронеж.1933 год, 6 мая
«В Борисовском районе смертность населения не прекращается... Лишь по одному селу Борисовке умерло от голода более 1000 человек...». Решение Центрально-Черноземного обкома ВКП(б): «Оказать продовольственную помощь районам: Белгородскому, Беловскому, Больше-Троицкому, Борисовскому, Вейделевскому, Велико-Михайловскому, Весело-Лопанскому, Грайворонскому, Никитовскому, Ракитнянскому, Ровеньскому, Старо-Оскольскому, Уразовскому, Чернянскому, Шаталовскому, Щебекинскому, Земетчинскому, Ново-Калитвянскому, Становлянскому».
Киев. 1933 год, 20 июня
Согласно решению местного обкома КП(б)У и ОГПУ принят план мероприятий «По очистке Киева от деклассированных элементов» – крестьян, бежавших от голода из колхозов.
Курская область.1933 год, 15 июня
Группа жителей слободы Рыбинские Буды, Обоянского района отправила И. Сталину письмо: «В нашей слободе бывают мертвых ежедневно от 3 до 6 человек. ...Умерших от голода даже не стали хоронить на кладбищах... Власти на такую обстановку смотрят с едкой усмешкой, стараясь показать, вот, мол, что мы можем сделать!».
Харьков. 1933 год, 15 августа
КП(б)У выражает обеспокоенность тем, что, согласно докладу ОГПУ, только в первой половине августа на Украине наблюдались волнения, связанные с голодом. И это после грандиозного съезда колхозников-ударников Харьковской области, прошедшего весной.
Для меня тема голодомора – не из учебника по истории. Она коснулась моей семьи семьдесят лет тому назад. И до сих пор я помню все в мельчайших подробностях.
Да, голодомор у нас был. Но был он не в Украине, а в СССР. И называть это геноцидом – оскорблять память наших предков. Голодомор был и в России. В Поволжье, на Кубани, в Сибири, на Алтае, в Казахстане. Мне об этом слишком хорошо известно.
Пусть меня простят за выражение, но многие из наших нынешних политиков, кудахтая со своих политических насестов якобы о «геноциде», не имеют никакого представления о тех страшных событиях. Эти люди не жалеют слов и выдумывают «аргументы», руководствуясь идеями национализма и только для того, чтобы вбить клин в наши отношения с Россией. На самом деле все было совершенно иначе. Проще и страшней. Страшней – потому что делали это свои. И называть это надо не геноцидом, а гуманитарной катастрофой, учиненной руками соплеменников – людей, предававших отца и мать, сестру и брата, сына и дочь.
Это делали свои
Начиная с 1917 года, уже в ходе гражданской войны, сформировалась партийная бюрократия, которая руководствовалась идеологией: интересы личности должны уступать «интересам масс».
Чего хотят «массы» лучше самих «масс» знали их вожди, указания которых можно было только беспрекословно выполнять. Иначе – смерть и забвение. «Если враг не сдается, его уничтожают». Этот самый «модный» или, точнее, самый популярный в то время лозунг, понимался буквально: уничтожали всех, кто осмеливался даже косо посмотреть в сторону «экспроприаторов».
Сначала уничтожили крупных собственников, потом мелких лавочников и кустарей, и, наконец, зажиточных крестьян, назвав их кулаками и мироедами. А когда была объявлена массовая коллективизация, начали уничтожать все, что ей противилось. Решительно все.