— Кого вы считаете своим электоратом?—
Всех думающих людей. К сожалению, людям не дают право выбора. Их ставят в определенные рамки, и говорят, что из худшего нужно выбрать лучшее. Однако, если верить Президенту, Верховная Рада неправомочна, ее нет. Поэтому нужно сказать, что все политические силы имеют равные права и равные возможности для проведения избирательной кампании. Я думаю, что у нашей власти должны быть мозги. Она должна, в конце концов, обеспечить демократию в стране. Какая может быть демократия, если одни уже ведут предвыборную кампанию полным ходом — шпарят «ролики» — а другим говорят: вы подождите, когда начнется официальная избирательная компания и платите сумасшедшие деньги. Так о чем можно говорить? Давайте посчитаем, сколько какая политическая сила тратит денег. И пусть они дадут отчет, за счет чего они сейчас демонстрируют эти свои рекламные сюжеты. Мы ведь живем в стране, где все, вроде бы, прозрачно и демократично?
— А чем вы собираетесь взять избирателя на этих парламентских выборах? Связывания ленточек, насколько я поняла, больше не будет.— Если использовать вашу терминологию «взять избирателя», я его хочу взять и возьму
правдой. Потому что
это сейчас то, чего крайне не хватает нашей стране. Ибо, если посмотреть на представителей власти, они все обвиняют друг друга в том, что в стране плохо. Но кто же за это несет ответственность? Я хочу сказать правду: что происходит в стране, что нужно сделать, что будет сделано, и каковы будут результаты. И кроме всего прочего, если нам не удастся это реализовать, мы скажем, что добровольно отказываемся от тех полномочий, которые нам будут делегированы людьми. Мне власть как таковая не нужна, я себя комфортно чувствую в научной среде. Но дальше смотреть на тот «бедлам» политиков, которые завели страну в тупик, нельзя, и люди это понимают. Я думаю, когда они увидят всех участников предвыборной гонки, у них будет возможность уже определяться. Сегодня они думают, что выборы — это выяснение отношений только между теми силами, которые во власти.
— Допустим, Блок Литвина прошел в Верховную Раду. На что вы готовы, чтобы вернуть спикерское кресло? Ведь вы же не захотите уже быть рядовым парламентарием?— Знаете, для меня это странный вопрос. Если бы я очень сильно хотел сохранить спикерское кресло, я, наверное, с 2002-го по 2006 год действовал бы несколько иначе: нашел бы возможность пристать к какой-нибудь финансово-промышленной группе, которая курирует те или иные фракции в ВР, сделал бы правильную ставку и сохранил бы себя в парламенте. Но для меня важно не место в парламенте и спикерское кресло, а то, что стране нужна определенность. Стране нужна ответственная власть, которая, в конце концов, начнет работать для людей.
Мне просто стыдно жить в такой стране. И поэтому я возвращаюсь в большую политику, имея возможность на протяжении полутора лет наблюдать и оценивать непредвзято то, что делает нынешняя власть.
— Вы действительно верите, что пройдете в парламент?— Я не занимаюсь безнадежными проектами. И вы прекрасно понимаете, что для меня означает проиграть во второй раз. Поэтому я верю, но при одном условии, что у нас, хотя бы на элементарном уровне, будет соблюдено приличие. Приличие, которое говорило бы о том, что у нас есть хоть какие-то признаки демократии. Потому что при нынешней организации избирательной кампании и при нынешнем подходе выборы проводить не надо.
Надо просто собраться — Президенту, Премьеру и представителям всех сил, которые есть в парламенте и в ЦИКе, договориться и согласовать — кому, сколько полагается процентов. И пусть они дальше экспериментируют над этой несчастной страной, если они цинично в разговоре заявляют: «Мы посчитаем все, что нам нужно»... Проблема выборов для меня не стоит. Для меня проблемой является то,
как защитить результаты выборов.О политике в себе
— Как вы собираетесь проводить свою избирательную кампанию? Поездки по регионам?