Георгий Крючков: «Можно ли построить демократическое, правовое государство без честной, правовой власти?» | Страница 2
Это первое, что я хотел сказать.
Далее. Нетрудно предвидеть, чем обернется то, что выборы проводились в условиях, когда их легитимность поставлена под сомнение (здесь была высказана мысль, что «вообще-то досрочные выборы были назначены в соответствии с Конституцией, но небольшое сомнение остается», — мне это напоминает невесту, которая «всем хороша, но у нее небольшой брак: она немножко беременна»), а работа Конституционного суда, который только и правомочен оценивать конституционность президентских указов, была заблокирована.
В государстве сложилась ситуация, подобная той, о которой говорил, кажется, Бисмарк: «Я всегда найду дюжину юристов, которые оправдают любые мои незаконные действия». Сегодня таких юристов можно видеть, прежде всего, в окружении Президента. Хотя, откровенно говоря, как юрист я таких «юристов» не воспринимаю.
Хотел бы в связи с этим сослаться на некоторые конкретные факты.
В чрезвычайной орган, который должен стать над правительством, превращается — вопреки Конституции — Совет Национальной Безопасности и Обороны Украины. Причем после включения в него — в нарушение Закона о СНБОУ — всех глав облгосадминистраций, назначенных Президентом (а это более половины состава Совета) этот орган, по сути, стал нелегитимным. Тем не менее, он нередко используется главой государства в качестве дубинки в осуществлении его планов.
Президент потребовал, а госпожа Тимошенко «милостиво согласилась» передать ему — без внесения изменений в Конституцию — право назначать (предлагать кандидатуру) министра внутренних дел, руководителей некоторых других ведомств, что также отражает его устремление к узурпации власти.
Этому способствует и практика назначения исполняющими обязанности руководителей некоторых ведомств (в частности, Службы безопасности Украины), приобретающая все большее распространение, а также несоблюдение установленного Конституцией и законами порядка назначения и освобождения с занимаемых должностей глав госадминистраций.
Я уже не говорю о прямом участии Президента В. Ющенко в избирательной кампании в пользу блока «Наша Украина — Народная самооборона», о назначении главы Секретариата Президента, глав облгосадминистраций руководителями избирательных штабов пропрезидентских блоков, что является прямым нарушением Закона о политических партиях, согласно статье 4-й которого — цитирую — «органам государственной власти (всем, а не только органам исполнительной власти — Г. К.), органам местного самоуправления, их должностным лицам запрещается выделять в своем отношении определенные политические партии или предоставлять им привилегии, а также содействовать политическим партиям, если иное не предусмотрено законом, в проведении их деятельности».
Этого почему-то «не заметили» президентские юристы, всячески оправдывая призывы В. Ющенко голосовать за блок «Наша Украина — Народная самооборона».
А как понимать то, что Служба безопасности Украины была определена едва ли не главным контролером за тем, чтобы выборы были свободными? Как это согласуется с Конституцией, Законом об СБУ, которыми на Службу возложена защита конституционного строя и территориальной целостности Украины? Как угрожали этому выборы?
Имеется реальная угроза того, что обществу будет навязано принятие новой редакции Конституции Украины через референдум — без соблюдения процедуры, установленной действующим Основным законом, на что, как известно, обращалось внимание в одном из решений Конституционного суда Украины?
Хочу в связи с этим подчеркнуть: без возвращения деятельности всех государственных органов и должностных лиц, включая Президента, в правовое, конституционное поле нечего и говорить о демократии, правах человека и тому подобных вещах.
Третье. Прошедшие выборы отличались беспрецедентным использованием популистской демагогии, которой, к сожалению, поверили миллионы людей. Похоже, «послемайданный» период, когда стало ясно, что народ Украины обманули, ничему их не научил. Наверное, общество еще должно переболеть этой болезнью, последствия которой могут быть очень тяжелыми.