Если внимательно рассмотреть политические процессы, происходящие в нашей стране в последние годы, то можно сделать вывод, что мы вообще не работаем, а живем в выборах. А некоторые еще и живут за счет этих выборов. Это, наверное, диагноз, для нас крайне неприемлемый. Мы забываем о том, что в стране, только становящейся на ноги, существует огромное количество проблем, а на их решение не хватает ни времени, ни политической воли.
Вспомним 1996 год и ту Конституцию: пусть она была несовершенна, но она отвечала тому времени и тем условиям, в которых мы жили, строя свою политическую систему. То, что случилось в 2004 году — внесенные тогда изменения в Конституцию были сделаны слишком поспешно. И, опять-таки, был использован политический момент. Желание А. Мороза демократизировать систему власти свелось к тому, чтобы максимально больше прав получил парламент. Может быть, так и надо было делать, но не в тот момент, когда два кандидата в президенты шли к власти и не могли повлиять на этот процесс, соглашаясь на любую редакцию. В то же время тогда была заблокирована и творческая работа в самой Верховной Раде. В итоге мы получили изменения в Конституцию, которые фактически не развели ветви власти, а граница между теми, кто имеет власть и кто ее хочет иметь, стерлась до невидимых размеров.
К сожалению, переформатирования парламента, о чем так много говорилось, так и не произошло. 35, 30 и 15 процентов, набранные основными политическими игроками, — это действительно зеркало нашего общества, но оно далеко не полное и в какой-то мере кривое. Потому что большинство украинцев, которые никак не причастны к этим трем крупным партиям, никак им не симпатизируют (я не беру коммунистов — у них свой четкий постоянный электорат) — никаким образом не имеют возможности влиять на процессы, происходящие в стране. Возникает вопрос: что же это за демократия?
Можно сказать, что Президент Ющенко «привил» Украине демократию. Но, как это часто бывает, когда что-то «прививают», чтобы противостоять какой-то болезни, прививка срабатывает так, что болезнь, наоборот, начинает развиваться. Хотя до прививки она могла бы и не развиться. Это очень напоминает сегодняшнюю ситуацию — когда демократия в стране приобрела целый ряд признаков хаоса.
Что следует делать? Я целиком поддерживаю идею об общественной конституционной ассамблее, которая должна подготовить план действий. Я не против и конституционного совета, пусть этих органов будет два — может быть, это даст возможность создать фундамент для поиска компромисса между политическими партиями и различными слоями нашего общества. Но если таким советом будет руководить один человек — не важно, президент или кто-то другой — это перспектива того, что результат будет удовлетворять лишь какую-то одну часть общества.
Партии должны понять, что они не представляют Донецкую, Днепропетровскую или Винницкую области, а представляют весь народ. Это и есть исходная точка. Без серьезной роли общества мы не можем дальше строить страну.