Час пик
Быстрый переход:




Диканька по-орловски | Страница 1




Древняя традиция

Наши предки в конце декабря, когда день начинает увеличиваться, поклонялись богу Солнца. С принятием христианства языческий праздник каким-то образом перешел и на Рождество. Сейчас никто не может с точностью сказать, что означает это действо. Но из года в год, из поколения в поколение здесь повторяют то, что делали наши деды и прадеды. В Орловке народ упрямый. Только благодаря этой черте характера удалось сохранить праздник в первозданном виде.

В эту ночь нельзя спать. Утомленным последними приготовлениями хозяевам это нелегко. Слипаются глаза у детей. Но надо терпеть: Мошул может прибыть в любой момент.

Маска нигде не задерживается — за ночь предстоит побывать в каждом доме, не пропустив ни один, иначе хозяева будут очень обижены.

Местные жители зовут его Мошул, что в переводе с молдавского означает Дед. Появляется это чудище, аналогов которому этнографы не знают, в одном-единственном селе на Одесщине — в Орловке Ренийского района.

Зимы здесь серо-коричневого цвета, снег — редкость и радость. И вот в один из таких обычно пасмурных дней, в ночь с 24-го на 25 декабря, в Орловке начинается праздник, который вы больше не увидите нигде.

Вечер перед рождеством

Итак, сегодня мы с вами едем в Орловку, чтобы своими глазами увидеть местного «снежного человека», напоминающего шамана языческого племени, происхождение которого ученым еще предстоит изучить.

Последний рейсовый автобус переполнен: жители окрестных городов и сел хотят попасть в Орловку на Рождество.

Шумный бессарабский народ (когда бабулька с четвертого места бойко разговаривает со знакомой, сидящей на двадцать четвертом, и таких собеседников — целый салон; час езды — и головная боль обеспечена) сегодня загадочно молчит.

Наконец, наша остановка. Выходим. Сразу бросается в глаза, что на улицах — ни души. Замерла жизнь и на подворьях. Даже дым из труб не идет. Забились в будки собаки, не реагируя на прохожих. Жуть...

В этот день никто из жителей села не покидает своих жилищ — положено быть дома и ждать родню из других населенных пунктов.

Хозяйки на летних кухнях, набравшись терпения, готовят традиционное молдавское блюдо — сармале. По рецепту — ни дать ни взять голубцы, но куда меньших размеров. Каждая молдаванка считает делом чести свернуть голубец размером с полмизинца.

— Да что новогодние праздники — вот попробуй накрутить сармале на свадьбу в триста человек! Ох! — тяжело вздыхает хозяйка. — У нас так считается: чем миниатюрнее сармале, тем лучше хозяйка.

К наступающему празднику готовят домашнюю колбасу, холодец из свиных ножек, к которым подается хрен на красном вине, настолько крепкий, что, кажется, глаза вылезут из орбит. А еще будет фрэптурэ, «то, что из печи», то есть, аналог жаркого. Но к мясному еще рано притрагиваться — 24 декабря в Орловке последний день поста. Мясные полуфабрикаты хозяйка поставит в печь только перед рассветом.

В ожидании ночного гостя

В эту ночь нельзя спать. Утомленным последними приготовлениями хозяевам это нелегко. Слипаются глаза у детей. Но надо терпеть: Мошул может прибыть в любой момент.

Во дворе горит яркая лампочка, как знак того, что хозяева ждут. Время коротаем за беседой.

Мне рассказывают, что Орловка условно делится на две части — Кятрэ и Пэдуре. Накануне Рождества на каждой половине села собираются молодые люди, которые уже отслужили в армии. Именно они должны совершить обряд предков — с точностью до каждой детали. Готовятся атрибуты. Маска Мошула заранее заказана у местного мастера. Она изготовлена из великолепно выделанных шкур — кроличьих и козьих, украшена кожаными ремешками, конским волосом, разноцветными шерстяными нитями, бобами. Над головой Мошула — что-то похожее на нимб в цветах и ярких лентах. На поясе главного персонажа будут укреплены четыре увесистых колокола, какие можно увидеть на шеях пасущихся в степях быков. Эти колокола весят килограммов пятнадцать! Костюм Мошула очень тяжелый. Бегать в нем всю ночь по улицам села, из дома в дом — все равно, что совершить марш-бросок в противогазе при боевом снаряжении. Поэтому главная роль доверяется самому сильному и выносливому. Важно, чтобы молодой человек был хорошо воспитан, ибо на нем лежит ответственность за все происходящее, и никто не должен выйти (сколько бы вина не выпил) за рамки дозволенного.








  • По просьбам одесситов мне неоднократно приходилось выступать с депутатскими обращениями по вопросам работы ЖКХ к органам власти, как центральным, так и местным. И вывод, к которому я пришел, очевиден. Главная задача — сформировать такие условия, когда коммунальные предприятия сами будут бороться за своего потребителя, стремясь предоставить ему качественные услуги…>>>
  • Есть вопросы регионального уровня, которые тоже надо решать, но опять же, они из региональных должны переходить в общегосударственные…>>>
  • Когда в 2005 году мы шли на выборы в местные советы, мы первые подняли вопрос о Хаджибеевском, Куяльницком, Григорьевском, Тилигульском лиманах — вообще о системах лиманов вокруг Одессы и их критическом состоянии. На нас тогда смотрели с удивлением, дескать, «Зачем им это нужно?!». А мы понимали, зачем. Мы знаем, что представляет собой этот природный ресурс, какое это богатство, и как мы не умеем им нормально распорядиться…>>>
  • В иные времена о таких людях писали очерки, потому что на них земля наша держится — не на «дерзких» и «сильных», с ярко выраженным «хватательным» инстинктом, а на таких вот «незаметных» тружениках и труженицах, тихо делающих свое дело, и так же незаметно создающих общественные блага… Поклониться бы ей — за это ее чистое и светлое служение обществу. Так нет же! Именно по этому — самому драгоценному — и был нанесен жестокий и страшный удар…>>>
  • Бахмачский районный суд Черниговской области приговорил судью одного из городских районных судов Сумской области к 5 годам лишения свободы с лишением права занимать определенные должности, связанные с отправлением правосудия на 3 года за получение взятки и вынесение заведомо неправосудного решения…>>>