Час пик
Быстрый переход:




Владимир Дергачев: «Кризис украинской государственности» | Страница 1




«Если посуда недостаточно чиста — скиснет все, что туда не влил».

Гораций

«Самостоятельное Украинское государство должно строиться, опираясь на собственный народ, а вовсе не на внешние силы. Последствием ориентации Хмельницкого на Москву, а Мазепы — на Швецию стала полная гибель национальной государственности».

Владимир Винниченко, «Заповеди»

Сегодня мы представляем очередную работу геополитика Владимира Александровича Дергачева, доктора географических наук, главного научного сотрудника Института проблем рынка и экономико-экологических исследований НАНУ, профессора Одесского Национального университета, члена Союза журналистов Украины.

Данная статья была опубликована в декабре прошлого года в российском журнале «Вестник аналитики» (Москва, 2007, № 4), а в Украине выходит впервые на страницах нашей газеты.

Хотя первыми с ней познакомились российские читатели, актуальность статьи для украинцев не вызывает никаких сомнений. То, о чем у нас не принято говорить в газетах, с экранов телевизоров (то есть, в официальной государственной пропаганде), но о чем говорят простые люди «на кухнях», — представлено в этой статье как в научной, так и в максимально понятной и искренней форме изложения. Иногда полезно взглянуть на себя в зеркало. В том числе, и целому государству...


«Чуден Днепр при тихой погоде» бабьего лета, совпавшего с внеочередными осенними выборами в Верховную Раду Украины. Какие горизонты стратегии страны и национальные идеи открылись перед украинским электоратом! Дух захватывает от безграничных перспектив. Национальная идея по своим масштабам взгляда на мировую историю должна стать в один ряд с Древним Египтом, античной Грецией и итальянским Возрождением. Не больше и не меньше. Но пока, увы, самостийная Украина напоминает Османскую империю периода упадка. Когда султан за личную лояльность стал раздавать преференции особо приближенным корпоративным группировкам, а за безмерную преданность разрешал подворовывать казенное добро. Слава Аллаху, что еще не все из этого удалось воплотить на украинском Хуторе близ Европы, но и отрицать достигнутое на этом пути было бы несправедливо.

Украина как союзная Советской Социалистической Республики была создана коммунистической властью и включила несколько культурно-исторических регионов, в том числе: Закарпатье (Подкарпатскую Русь), греко-католическую Галичину, историческую Украину или Малороссию, полиэтнические Новороссию и Крым. Таким образом, восточнославянские народы, составляющие большинство населения Украины, представляют пять разновозрастных и разновеликих этнических общностей: малороссы, галичане, русины (карпатороссы), новороссы и великороссы, не считая другие многочисленные национальные меньшинства. Среди них выделяются крымские татары, требующие национальную автономию. Цивилизационный разлом, проходящий через сердце Украины, разделил народ на западных и православных христиан. Отсюда истоки раздвоенности украинской политики и самосознания. В результате в самостийной Украине выделяются «истинные украинцы» — галичанские греко-католические патриоты, безумно любящие отечество и готовые, не думая, задушить его в своих объятьях. Патологически не любящие Россию, но всегда готовые залечь под других «любых» басурман. «Истинные украинцы» также не признают русинов (карпатороссов) в качестве самобытного народа. Далее различаются собственно украинские украинцы (малороссы), неистинные украинцы (новороссы), преимущественно из восточных и южных регионов, — носители рубежной русско-украинской культуры, и русские украинцы (великороссы), не понимающие бездумную любовь к отечеству истинных украинцев. На Украине отсутствуют символы, способные консолидировать общество.

О перманентных политических кризисах на Украине регулярно пишут российские аналитики, часто умиляясь их мирным «демократическим» исходом. Автор придерживается несколько иной точки зрения, объясняя происходящие на Украине процессы кризисом украинской государственности. И акцентирует внимание не только на цивилизационном (конфессиональном) и геополитическом разломе, проходящем через территорию современной Украины. Украинской нации пока в природе не существует. Нация является территориально-политическим образованием; сообществом людей, имеющих общую историю, героев и врагов (по Теодору Герцелю). Политическая нация не имеет ничего общего с провинциальным национализмом титульного народа, только себя отождествляющего с государством (государство — это мы). Кроме того, политическая элита на Украине не сформировалась и подменяется крупным бизнесом, создавшим организованные партийные группировки (ОПГ).

Природа украинской контрреформации








  • Нужно искать новую эффективную модель, чтобы не превращать райадминистрации в отделы по переписыванию бумаг… Стране нужна дальнейшая реформа власти, в первую очередь, власти на местах…>>>
  • Выборы в местные советы должны проходить стопроцентно по мажоритарным округам. Особенно это стало понятно сейчас…>>>
  • Есть вопросы регионального уровня, которые тоже надо решать, но опять же, они из региональных должны переходить в общегосударственные…>>>
  • Украинский суд, как показывает практика, — не просто самый несправедливый в мире. Он еще и проявляет завидный правовой нигилизм. То есть сам суд, как бы призванный строжайшим образом следить за соблюдением законов, на эти же нормы закона банально плюет…>>>
  • Вступление в ЕС многим в Украине кажется сродни вхождению в Царство Божие. В то же время нынешний кризис, в который все глубже погружается европейская экономика, заставляет в этом усомниться. Особенно интересно для нас посмотреть на судьбу стран, которые вступили в ЕС сравнительно недавно…>>>