Час пик
Быстрый переход:




«Бессарабский вопрос» и 90 лет революции | Страница 1

Автор: Артем Филипенко




Буджак

90 лет назад вопрос о том, кому владеть Буджаком решался как на полях сражений, так и за столом переговоров. В этой борьбе принимали участие ряд государств, но в конечном итоге все решили «исторические обстоятельства», и вплоть до 1940 года Южная Бессарабия находилась в составе «Великой Румынии».

В этом году отмечается 90 лет украинской революции. Существует соответствующий Указ Президента, который в последнее время проявляет чересчур повышенный (и не совсем адекватный) интерес к историческим проблемам. Вряд ли в чреде событий 1918 года найдется место для «бессарабского вопроса». Проще отмечать юбилей битвы под Крутами или Четвертого Универсала, нежели вникать в сложные и противоречивые обстоятельства 90‑летней давности.

 

Ситуация, сложившаяся в 1918 году вокруг «бессарабского вопроса», весьма поучительна и с исторической, и с политической точек зрения. Более того, она поневоле вызывает параллели с событиями конца XX-начала XXI-го века. Все тот же треугольник Украина-Румыния-Молдова и все та же неопределенность отношений в нем.

Напомним хронологию событий. 1917 год. Февральская революция дала толчок национальным движениям в бывшей Российской империи и стимулировала ее распад. В Украине создается Центральная Рада, которая начинает борьбу первоначально за автономию края в составе Российской республики, а затем и за независимость.

Аналогичные процессы происходят и в Бессарабской губернии, где проживала основная часть молдавского населения.


 

Бои за Бессарабию

 

Парадоксально, но толчок движению за автономию Бессарабии был дан в Одессе. Именно здесь в марте 1917 года проходит съезд военнослужащих-молдаван. Вскоре была создана Молдавская Национальная партия, среди программных пунктов которой — создание Молдавской автономии в составе России. Однако постепенно в нем доминирующим становится прорумынское крыло. Бессарабия была присоединена к Российской империи лишь в 1812 году по Ясскому миру, основное ее ядро составляли земли, принадлежавшие вассалу Турции — княжеству Молдова. Поэтому в глазах части лидеров прорумынского крыла присоединение к Румынии выглядело как естественный акт воссоединения одного народа. Не стоит, наверное, говорить о том, что подобная позиция всячески приветствовалась в самой Румынии.

20 октября состоявшийся в Кишиневе военно-молдавский съезд принимает решение до созыва Всероссийского учредительного собрания, сформировать «Сфатул Цэрий» из 120 представителей бессарабских политических и общественных организаций и 10 представителей заднестровских молдаван. Таким образом, фактически удалось избежать представительства в нем многочисленных национальных групп, проживавших в Бессарабской губернии — украинцев, русских, евреев, болгар, гагаузов и других (по переписи 1897 г. 47,6 процентов жителей Бессарабии были молдаванами, 19,6 — украинцами, 8 — русскими, 11,8 — евреями, 5,3 — болгарами, 3,1 — немцами, 2,9 — гагаузами).

«Сфатул Цэрий» начал свою работу 21 ноября 1917 года, уже после того, как в Петрограде большевики пришли к власти. Характерно, что охрану первого заседания молдавского парламента осуществляли не только молдавские, но и украинские национальные военные части.

15 декабря «Сфатул Цэрий» провозгласил Молдавскую Народную Республику, а себя — верховной властью в крае. Но реальной власти у него, как, впрочем, и у многих других аналогичных правительств, не было. Более-менее организованную силу могли бы представлять части Румынского фронта, однако и они начали разлагаться под влиянием большевистской пропаганды. Прифронтовую Бессарабскую губернию захлестнула анархия.

Как отмечает одесский историк Виктор Савченко, «в ноябре-декабре 1917 года хаос в Буджакском крае достиг своего апогея. Многие села не признавали никакой власти, большинство населения не понимало, в какой стране оно живет. На выбор: в Российской республике, в Советской России, в Украинской республике, в Молдавской республике, в Румынии, в Одесской Советской республике, в загадочной стране «Румчерод» или в вольном Буджаке. Обыватель Буджака просто не понимал, кому же подчиняться?»







  • По самым скромным подсчетам только в Одессе в общежитиях проживает порядка 60 тысяч человек. Причем живут они не в лучших условиях, зачастую с риском вообще остаться на улице. И такие случаи бывают…>>>
  • «Заработная плата — мерило уважения, с которым общество относится к данной профессии». Возможно, этот афоризм американской активистки движения за социальные права в США Джонни Тиллмон и справедлив для стран с развитой рыночной экономикой, но в украинских реалиях он вряд ли найдет подтверждение на практике…>>>
  • Народный депутат Сергей Гриневецкий за период своей деятельности в Верховной Раде с ноября 2007 года подготовил и направил 88 депутатских запросов…>>>
  • Украинский суд, как показывает практика, — не просто самый несправедливый в мире. Он еще и проявляет завидный правовой нигилизм. То есть сам суд, как бы призванный строжайшим образом следить за соблюдением законов, на эти же нормы закона банально плюет…>>>
  • Статистика для того и создана, чтобы ее искажать в угоду чьим-то интересам. И если бы это была только одна проблема у судебной власти, мы бы жили в правовом государстве, или… (как там его называет наша Конституция?)! Однако, на самом деле у нас такой ворох проблем в судейской системе, что с ними уже никакая реформа не справится, и ни один человек. Во всяком случае, этот «ворох» только разрастается и разрастется, но решать проблемы по существу никто на самом деле не берется…>>>