Георгий Крючков: «Безопасность Украины и геополитическое противостояние» | Страница 5
Фактические территориальные претензии
Но проблемы есть не только в украинско-российских отношениях. Известна позиция румынских властей в отношении острова Змеиный, судоходного хода по Дунаю. А недавно российские средства массовой информации сообщили, что президент Румынии Траян Бэсеску фактически заявил о территориальных претензиях к нашей стране. Выступая в Бухаресте, он, помимо прочего, заявил: «Если в Киеве строят планы по присоединению Приднестровья к Украине, там должны учитывать и необходимость возврата Молдавии территорий Южной Бессарабии и Северной Буковины…. На Украине есть достаточно тех, кто, хотя и не национальном уровне, говорит о возврате Приднестровья в состав Украины, но они забывают сказать о Юге Украины, который должен вернуться в состав Молдавии».
Глава румынского государства напомнил, что «эти территории бывшая Украинская ССР получила из рук Сталина», на основе злополучного «пакта Молотова-Риббентропа», который, как подчеркнул Т. Бэсеску, Румыния не считает «действующим и законным». По этой же причине румынская сторона не усматривает необходимости в подписании договора о границе с Республикой Молдова.
Заявление более чем серьезное, даже если оно продиктовано внутрирумынскими проблемами и носит, как отмечают аналитики, конъюнктурный, предвыборный и популистский характер.
Известно, что украинские власти и сколь-нибудь влиятельные силы в нашем обществе «претензий на Приднестровье» не высказывали, и не высказывают. Ссылки на эти мифические «претензии» явно понадобились для того, чтобы напомнить о непризнании Румынией (ее руководством и широкими общественными кругами) вхождения в состав Украины территорий бывшей Южной Бессарабии и Северной Буковины.
Сегодня трудно сказать, какими могут быть дальнейшие шаги руководства Румынии, особенно если учесть, что оно считает последствием «Пакта Молотова-Риббентропа», то есть, незаконным создание независимого государства Молдова на территории бывшей Бессарабии, входившей до 1940 года в состав Румынии. Но задуматься есть над чем. Румыния в лице ее руководства заявляет «о возврате Юга Украины в состав Молдовы», с которой не собирается подписывать договор о границе, не желая, по словам Т. Бэсеску, «укреплять по собственной нашей воле последствия акта времен Второй мировой войны, который никто из них не считает действующим и законным». В то же время Бухарест поддерживает вступление Украины в НАТО, поскольку это, по словам того же румынского лидера, «соответствует интересам безопасности Румынии».
Как отмечается в кишиневском издании «Moldova Suverana», Т. Бэсеску стремится, чтобы Молдова была «заперта» между двумя странами НАТО. В этом случае, по мнению, румынского президента, «у Республики Молдова не остается другого выбора, кроме объединения с Румынией».
Но как это скажется на безопасности Украины, на ее территориальной целостности? Как ведет себя в данном случае украинское руководство?
Как сообщалось в печати, МИД Украины ограничился обращением к румынской стороне «за разъяснениями», до получения которых не будет официально комментировать этот вопрос. Неофициально же говорят: «Как же нам критиковать румынское руководство, если оно поддерживает НАТОвские устремления Украины?». То есть, ради членства в Альянсе можно и частью нашей территории поступиться? Не этим ли объясняется то, что заявление румынского лидера украинские СМИ фактически обошли молчанием?