Час пик
Быстрый переход:




Просветитель и летописец | Страница 1

Автор: Ф. Артеменко




Более чем трехсотлетнее единство Украины и России были истинным благом для малороссов, ведь именно с этим периодом связана эпоха просвещения, становления и развития украинского народа, как нации. Одна из ярких страниц этой истории принадлежит и перу, и деятельности русского человека, о котором мы рассказываем сегодня.

 

«13‑го октября 1854 г. Утреню и литургию отслужили благополучно. В 12 часов слышал приятную весть, что нашими войсками отбиты три редута неприятельских, взяты три орудия. Во 2‑м часу разорвало бомбу над северным углом церкви со входа и вырвало кусок железа. Во время вечерни, едва сказал: «Благословен Бог» — лопнула бомба на южной стороне церкви. Дым и пыль понесло в церковь, впрочем, без повреждения ее. Замечательно, что эта бомба упала в яму, вырытую вчерашней бомбой и также в 4 часа. После вечерни еще разорвались две бомбы на высоте церкви; осколки посыпались в сад, между церковью и домом. Сего же числа пало две бомбы в контору питейную, и одна ракета. Ракета же попала к соседу П. Другому соседу ядром пробило ворота. «День прошедь, благодарю Тя, Господи...». 

Дневник похож на роман… Каждый описанный в нем день — словно эпизод из знаменитой панорамы Франца Рубо. Живость повествования сближает его с «Севастопольскими рассказами» Льва Толстого.

Волею судьбы настоятель Севастопольской Петропавловской церкви и благочинный Севастопольского округа отец Арсений стал летописцем 360‑дневной осады Севастополя. Он начал его с 1 сентября 1854 года и довел до конца осады.

Эта страсть к летописанию, к изучению истории сохранилась в нем на всю жизнь. Арсений Лебединцев стал одним из плеяды историков-священнослужителей, действительным членом Одесского общества истории и древностей, автором многих трудов по истории края.

Арсений родился в 1818 году в семье сельского священника Каневского уезда Гавриила Лебединцева. Семья была многодетной. У Арсения было еще четыре брата и четыре сестры. И вполне понятно, что семья жила бедно.

Установившаяся со времен Екатерины II обязательность духовного образования для детей священнослужителей определила дальнейшую судьбу мальчика. Вместе с братьями Феофаном и Петром он учится в Киевской духовной семинарии. После ее окончания Арсений и Петр поступили в Киевскую духовную академию, являвшуюся признанным центром духовного образования. Именно в ее стенах судьба свела его с выдающимися деятелями русского православия — Иннокентием (на тот момент проректором Академии, а с 1848 г. — архиепископом Херсонским и Таврическим), преподавателем Димитрием (сменившем Иннокентия на посту главы Херсонской и Одесской епархии), будущим богословом и историком церкви Макарием.

После окончания в 1843 году Академии Арсений Лебедицев начал службу в Одессе, где получил посвящение от первого архиепископа Херсонского и Таврического Гавриила (Розанова). Кроме священнической службы, Арсений преподавал в Одесской духовной семинарии, созданной незадолго до этого Гавриилом.

Судьба Арсения изменилась с приходом на Херсонскую кафедру Иннокентия. Лебединцев получил назначение в Севастополь, в Петропавловский храм, а также стал благочинным Севастопольского округа. Здесь он и встретил Крымскую войну.

Свой дневник он начал вести по требованию Иннокентия весьма тщательно, фактически день за днем отмечая наиболее важные события героической обороны.

Вот — цитата — своего рода зарисовка с натуры: «27‑го марта (1855 года). Пасха. Ночь провели мы в тревожном ожидании, какова будет она, и как встретим праздник. Молящихся у плащаницы и внимавших чтению Деяний Апостольских было далеко меньше, чем в обыкновенные годы. Несколько раз звали меня в церковь, для освящения пасох на батареи и бастионы. Каждый готовился встретить праздник на своем посту, когда нельзя было в своем доме. Благовест к пасхальной утрени был в 12 часов ночи, одновременно во всех церквах. Внешнего освещения на храмах не было, о чем губернатор счел нужным предупредить духовен­ство. Пришедши в церковь, я застал ее уже полною народу, конечно, военного. Впрочем, начальство все было в Михайловской церкви; у нас выше полковников никого не было. При обычном вокруг церкви обхождении, с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе»... мы не были тревожимы выстрелами, хотя освещение от свеч в руках народа было немалое. Может быть, неприятели, у коих также был теперь тот же праздник, не думали о нас; по крайней мере, мы не могли не думать о них, зная из прошлогоднего праздника Одесского. Благодарение Богу, для первого дня опа­сения наши миновали.







  • Мы живем в самом прекрасном городе на земле — Одессе. Ее воспевают поэты и художники, им восхищаются гости города. Но есть еще Молдаванка и Ближние Мельницы, Ленпоселок и Бугаевка, другие микрорайоны, где не всегда из кранов идет вода, где улицы в дождь превращаются в бурные реки, где далеко не всегда есть то, что называют «благами цивилизации»…>>>
  • Теперь молодым приходится рассчитывать только на себя, в лучшем случае — на помощь родителей. И в вопросе жилья также. Накануне экономического кризиса Украина переживала строительный бум. Но он не решил жилищной проблемы…>>>
  • Еще в 2006 году Сергеем Гриневецким была выдвинута идея разработки Государственной программы спасения и развития одесских лиманов — Хаджибеевского, Куяльницкого, Большого Аджалыкского, Аджалыкского и Тилигульского. Этот проект получил самую широкую поддержку со стороны ученых, экологов, общественности…>>>
  • В нашей газете (№46(550) от 20 ноября 2011 года), мы уже поднимали тему противостояния Одесского городского совета, в лице фирмы «Варион» и фонда социальной защиты «Ветеран». Весь сыр-бор возник из-за помещений, выделенных городом под создание благотворительных столовых. Фирма «Варион», якобы как «новый арендатор» начала борьбу с «Ветераном», чья деятельность на протяжении многих лет, обеспечивала едой самых незащищенных и малоимущих Одессы…>>>
  • Статистика для того и создана, чтобы ее искажать в угоду чьим-то интересам. И если бы это была только одна проблема у судебной власти, мы бы жили в правовом государстве, или… (как там его называет наша Конституция?)! Однако, на самом деле у нас такой ворох проблем в судейской системе, что с ними уже никакая реформа не справится, и ни один человек. Во всяком случае, этот «ворох» только разрастается и разрастется, но решать проблемы по существу никто на самом деле не берется…>>>