Час пик
Быстрый переход:




Вопросов больше, чем ответов | Страница 1

Автор: Леонид Ивашов, Фонд стратегической культуры, Киев




В конце апреля Киев принимал III Собор славянских народов Беларуси, России и Украины. Все прошло организованно, слаженно, даже вызывая подчас ностальгические воспоминания о былом единстве наших народов. Были: традиционный молебен в Киево-Печерской лавре, цветы к могиле П. А. Столыпина, малороссийское хлебосолье, братская атмосфера соборного заседания…

Состав делегаций был представительным — академики, генералы, писатели, предприниматели, казаки, студенческая молодежь. Делегация Беларуси привезла приветствие А. Лукашенко, российская делегация огласила приветствие главы президентской администрации С. Нарышкина. Что касается украинской президентской власти, то она, как и следовало ожидать, Собор проигнорировала, но проведению его не мешала.

В центре дискуссий на Соборе оказался вопрос о судьбе православно-славянской цивилизации в условиях финансового, экономического и духовного кризисов. Соборяне обсуждали формирование единого взгляда на общую историю белорусов, великороссов и малороссов, роль православной Церкви в их единении, сохранение общего культурного, образовательного и информационного пространства.

Звучало немало здравых, выверенных, вполне убедительных выступлений. Вроде все пристойно, даже солидно. И, тем не менее, Собор оставил чувство некой неудовлетворенности. Слишком далеко зашли процессы размежевания восточнославянских народов, чтобы вести разговор в столь академической манере. Надо, что называется, бить в колокола. Остроту проблемы я особенно почувствовал, когда перешли к обсуждению различных аспектов безопасности.

Чаще всего, говоря об угрозах национальной безопасности, мы сразу обращаем взор в сторону военно-силовых факторов, начинаем считать соотношение военных сил и средств. Но ведь национальная безопасность — это, прежде всего, безопасность нации как уникальной культурно-исторической сущности со своим цивилизационным кодом — традициями, веками и тысячелетиями формировавшейся системой духовно-нравственных ценностей, жизненным укладом. И в этом случае целью безопасности выступают обеспечение сохранности всего этого, воспроизводство национальной и цивилизационной уникальности и всестороннее ее развитие.

Важнейшим объектом защиты для любой нации является ее цивилизационный код, который русский мыслитель Н. Я. Данилевский определял как высшее нравственное начало, обеспечивающее плодотворное развитие цивилизации и образующих ее народов.

Цивилизационным кодом православно-славянского мира выступает совесть (совесть Бога и человека), внешним ее проявлением — чувство справедливости. От этого отстраиваются система духовно-нравственных приоритетов, модель поведения человека, общества, государства, внешняя и внутренняя политика, социально-экономическая модель и т.д. Утратив духовно-нравственные начала, цивилизация и образующие ее народы теряют жизненную устойчивость, деградируют, становятся добычей более сильных.

В условиях нынешнего кризиса обнаруживают себя две тенденции. Первая — цивилизации стремятся выступать как субъекты мировых процессов; наблюдается обострение борьбы за ресурсы, территории, стратегические коммуникации, позиции в планетарной иерархии государств. Вторая заключается в том, что духовная сфера стала главным театром геополитического противоборства в мировом масштабе.

Повсеместное насаждение либерально-фарисейских стандартов, дискриминация нравственности, принципов социальной справедливости, духовно-религиозных систем, подавление идентичности народов — вот неполный перечень стратегии покорения мира и приведения его к унифицированной системе нравственных, точнее — безнравственных правил. Православно-славянский мир — один из главных объектов мощного воздействия этой стратегии. Сохраняет все свое значение крылатая фраза З. Бжезинского, сказанная в начале лихих 90‑х годов: «С коммунизмом покончено, на очереди — православие». И на примере сербов нам эту очередность отчетливо продемонстрировали.







  • Изношенные сети — это проблема не только Одессы. Она уже давно обрела масштаб национального бедствия…>>>
  • Малиновский район — не только колоритная Молдаванка, Промзона с крупнейшими предприятиями или типовая застройка «Черемушек». Это и пять поселков — Ленпоселок, Дзержинка, Сахарный — окраины, где жизнь отличается от ритма «большого города». Находясь в стороне от главных магистралей и оживленных улиц, не так заселенные, как спальные районы — эти места зачастую обделены вниманием властей…>>>
  • Лифты — проблема любого крупного города. К сожалению, неприятных, а порой и трагичных, ситуаций с лифтами становится все больше, и, по мнению С. Гриневецкого, этот вопрос заслуживает отдельного детального обсуждения…>>>
  • В нашей газете (№46(550) от 20 ноября 2011 года), мы уже поднимали тему противостояния Одесского городского совета, в лице фирмы «Варион» и фонда социальной защиты «Ветеран». Весь сыр-бор возник из-за помещений, выделенных городом под создание благотворительных столовых. Фирма «Варион», якобы как «новый арендатор» начала борьбу с «Ветераном», чья деятельность на протяжении многих лет, обеспечивала едой самых незащищенных и малоимущих Одессы…>>>
  • Если у вас захотят отнять жилье, не имея на то убедительных и документально подтвержденных оснований, совсем не обязательно, что вас защитит суд. Может случиться и наоборот: суд примет в производство дело, не имея никаких оснований для возбуждения производства. И вы проиграете в этом неправедном суде. А того факта, что судья наплевал и на ваши права, и на саму букву закона, никто не заметит. Ни в апелляционной инстанции, ни в Высшем суде. Называется это одним именем — произвол. Но это — не просто реалии наших будней. Это — «картинка с натуры»… >>>