Владимир Белый: «Система образования… | Страница 1
Об авторе
Владимир Иванович Белый — педагог с 35‑летним стажем, и, без преувеличения, с большой буквы. Как и многие его коллеги, он начинал с учителя физики простой сельской школы в далеком 1974 году. Но его труд всегда отличался поиском и находками.
В последующие годы было время учебы на курсах ЮНЕСКО при МГУ, преподавательская работа в школах за границей, ответственная работа в системе образования Херсонщины — от инспектора до руководителя областного управления образования и науки.
С 1995 года и по сегодняшний день Владимир Иванович — заместитель директора по учебно-воспитательной работе и учитель физики Херсонского физико-технического лицея при Херсонском Национальном техническом университете и Днепропетровском Национальном университете (ФТЛ).
С 1996 года поддерживает прямые связки с французскими коллегами в ходе визитов во Францию и приема французских лицеистов и учителей в Херсоне.
Занимается инновационным формированием профильного образования старшеклассников, другой научной и общественной работой, лауреат Всеукраинской Общественной Премия «Эксперт года-2007».
В контексте нашего образовательного бытия постоянно слышится: «Какой учитель, такова и школа». Может быть, именно поэтому организаторы образования всех уровней пытаются так тщательно регламентировать работу учителей. Сначала — регламентация, а вслед — плотная опека. Это, в первую очередь, — директивы по учебной деятельности на уроках, затем контроль за соответствием аттестации учеников министерскому фолианту в 124 страницы («Критерии оценивания учебных достижений учеников в системе общего среднего образования»), дальше — требования к поурочным конспектам, а еще — рамки работы от методических объединений и обязательный минимум общекультурных воспитательных мероприятий, контролируемый начальством.
Это — в школе, а за ее пределами учителя «ждут» районные (городские) методические службы и институт последипломного образования.
Не образованность, а «ремонт»
Я всегда созерцал вышеописанную активность вокруг учителей с немым вопросом: «А пять лет подготовки в педагогическом вузе — этого, что, недостаточно?».
Как все это грустно напоминает совдеповские подходы к производству товаров долговременного пользования! Все всегда знали, что текущий ремонт понадобится непосредственно с момента покупки товара. Действительно, все автомобили, которые я последовательно покупал в советское время, я вынужден был ремонтировать на второй день после покупки. Сначала по неопытности просто не мог понять, что та или иная система не работает, хотя машина и едет. А последний раз мне директор магазина четко поставил условие: «Вы покупаете авто вне общей очереди. Не нравится — можете отказаться!».
Знаете, как поработаешь за границей в атмосфере жизни без взяток, тяжело заставить себя преступить эту неприятную черту…
Конечно, образование, как и все, имеет какое-то свое конкретное начало. К большому сожалению, у нас само начало направлено не на образованность, как результат образовательного процесса, а всего лишь… на последующий его «ремонт».
В цивилизованном содружестве людям в голову не приходит, что необходимо организовать посещение уроков человека, которому государство вручило диплом, квалифицировав его как учителя! Ни директор, ни заместитель директора в развитых странах такого себе не позволяют. Не те они люди, чтобы рушить нормы профессиональной этики! Это — сфера служебных обязанностей предметного инспектора.
В каких случаях? Тогда, когда имеет место конфликт между учениками (родителями) и учителем, или когда по заявлению учителя исследуется возможность присвоения ему более высокой аттестационной категории, или же эпизод, связанный с исследованием целесообразности продолжения контракта.