Час пик
Быстрый переход:




Мы голосовали не за такое будущее, не за такую страну… | Страница 4

Автор: Владислав Гулевич






В этом смысле Гитлер и нацизм, как явление, — не только немецкое изобретение. Его «прародина», как это ни странно, — эпоха Возрождения, а учитель и наставник — англосакс.

Западным светочам науки было невдомек, что линейность времени и прогресса — не что иное, как научная парадигма западной мысли и именно западного обывателя, оторванного от своих корней и традиции сакрального восприятия бытия и испорченного крайним рационализмом, заложенным еще Декартом с его знаменитой максимой: «Мыслю, следовательно, существую!».

В традиционном обществе время, как категория сакральная, не течет линейно, а имеет циклическую траекторию. Общество, не имеющее, по мнению англосаксонских ученых, права называться цивилизацией или культурой, может представлять общество или этнос на одном из этапов своего циклического развития. К тому же, в свое время англосаксонский этнос также был далек от цивилизованного состояния, что, однако, не мешает его представителям видеть в других лишь объект для культурной экспансии и дальнейшей аккультурации. Запад с недоверием и свысока относится к чужим громадным культурным пластам лишь по причине расизма. Со временем это приняло гротескные размеры, и сегодня школьники, студенты и даже политики многих западных стран абсолютно ничего не знают о других странах и континентах. Корнями эта традиция уходит в европоцентричную модель Средневековья и эпохи Ренессанса. Чужие пространства для них — terra incognita, куда они вторгаются лишь, исходя из политической целесообразности.

 

«Европа и остальное человечество»…

 

Достаточно зайти в любую книжную лавку, где мы сразу увидим полки, заставленные томиками Локка, Гоббса, Макиавелли, Алигьери, Монтескье. Их научное наследие обладает огромной ценностью, но отнюдь не исключительностью. Кому ныне ведомы корифеи и гении иранской, китайской, японской, арабской философии и культуры? Их трактаты и монографии обладают не меньшей исторической и научной ценностью. Многие их мысли поистине фундаментальны, а их влияние на ход развития иранской, японской, арабской цивилизации невозможно переоценить. Восточная цивилизация обладает не менее богатым, не менее фундаментальным, не менее масштабным научным наследием.

В силу определенных исторических событий цивилизация Запада и цивилизация Востока пошли разными путями, лишь изредка соприкасаясь. Каждая из них явила миру богатейшие интеллектуальные труды, но только Западная цивилизация на протяжении нескольких столетий претендует на исключительность и истину в последней инстанции. При этом она являет собой образец крайнего воплощения идей либерализма.

Запад — именно цивилизация, т. е. набор технически усовершенствованных механизмов, а также экономических сообществ, концернов, фирм и корпораций. Немецкий историк Фридрих Хиршель, чьи работы незаслуженно забыты именно по причине его критического отношения к западной цивилизации, писал: «Запад не знает идей, но концерны, он не знает общин, но экономические связи». Далее он продолжает: «Народы Востока верят в незыблемые силы, которым они умеют служить; из которых берет начало их природа; и к которым они обратились, когда пробил их час. Немец принадлежит к Востоку, но не к Западу. Запад это цивилизация, Восток — культура. Цивилизация основана на деньгах и на расчете и не знает никакой внутренней сущности. Культура же воздвигнута на основе непоколебимой уверенности, шедеврах высокого искусства, смиренного мышления, жертвующей мудрости. Народы Запада — это народы цивилизации, народы Востока являются носителями великих культур».

Советское пространство не относилось к цивилизации Запада. Мы принадлежим к цивилизации Востока, и в нас Ф. Хиршель видел высокую культуру, способную противостоять прагматичному и алчному капитализму. Призыв Ф. Хиршеля обратиться к Востоку, а не Западу, не был услышан его соотечественниками. Немецкая наука, как неотъемлемая часть западного дискурса, традиционно страдала манией величия. Так, еще в 1569 году «Карта мира» немецкого картографа Герхарда Кремера изображала Европу с ее площадью в 9,7 млн. кв. км большей по размеру, чем вся Южная Америка площадью в 17,8 млн. С тех пор европоцентричные карты приобрели универсальное значение и на протяжении столетий использовались западным научным сообществом.







  • «Заработная плата — мерило уважения, с которым общество относится к данной профессии». Возможно, этот афоризм американской активистки движения за социальные права в США Джонни Тиллмон и справедлив для стран с развитой рыночной экономикой, но в украинских реалиях он вряд ли найдет подтверждение на практике…>>>
  • Наш город славен прекрасной архитектурой. Мы гордимся тем, что Одессу строили ведущие архитекторы прошлого. Но, увы, многие из этих зданий находятся в плачевном состоянии. Забота о культурном наследии Одессы всегда являлась приоритетом для Сергея Гриневецкого…>>>
  • По самым скромным подсчетам только в Одессе в общежитиях проживает порядка 60 тысяч человек. Причем живут они не в лучших условиях, зачастую с риском вообще остаться на улице. И такие случаи бывают…>>>
  • Герои «аспектов» — это судьи, которые напрочь забыли о существовании судейской присяги, игнорируют ее, тем самым порочат свой статус и дают нам неисчерпаемый источник фактов, позволяющих доказывать: кривосудие существует!..>>>
  • Сознание человека в обществе потребления, блокирует любую информацию, в которой не заложен элемент материальной прибыли, проще говоря, «бесплатно размышлять» никто уже не будет, а вот за деньги, такие люди, согласны будут размышлять в любом указанном направлении. «Бухгалтерское мышление» — так удачно назвала этот феномен президент Литвы Даля Грибаускайте, разрушает общество, а ведь общество — это фундамент государства…>>>