СССР никогда не был агрессором | Страница 2
Автор: Петро Роженко
До ноября 1921 года на советско-финляндской границе наступило сравнительное затишье. Но уже 6 ноября 1921 г., т. е. через год после завершения первого финско-советского конфликта, началось вторжение финских войск в Восточную Карелию. В декабре 1921 г. финские отряды заняли часть карельской территории. Части Красной Армии, согласно Тартускому договору, были выведены из пограничных районов Карелии, а подразделения пограничников не могли сдержать финское наступление.
Еще в 1920 г., т. е. до начала второй советско-финской войны, в Финляндии было создано Карельское объединенное правительство, в состав которого вошли помимо Временного правительства Карелии — Олонецкое правительство и иные структуры профинских образований. В октябре 1921 года на территории Карельской трудовой коммуны в Тунгудской волости был создан подпольный «Временный Карельский комитет», призванный бороться с советской властью и во всем помогать финским интервентам. Но уже к середине февраля финны были выбиты с советской территории. Кстати, на стороне советских войск сражались финские коммунисты, иммигрировавшие в СССР после гражданской войны в Финляндии, опасаясь репрессий со стороны финских властей.
Однако и после этого официальный Хельсинки оставался верен своей провокационной политике в отношении Советского Союза. На дворе стоял уже 1935 год. Со времени последней советско-финской войны минуло 14 лет. Тем не менее, по имеющимся у советской разведки данным, в 1935 году «под видом проведения геолого-разведывательных работ на советско-финской границе формировались диверсионные банды, имевшие своей задачей переход на территорию СССР, освобождение и вооружение заключенных из концлагерей, и поднятие вооруженного восстания. Среди русских белоэмигрантов, проживающих в Финляндии, конспиративно проводилась большая работа по вербовке среди них кадров для этих банд».
Имея за спиной такую историю отношений с получившей независимость из рук Советской России Финляндией, могло ли советское правительство оставаться спокойным, когда финны смотрели на Карелию как часть своей территории? В планах Москвы был холодный геополитический расчет, призванный обезопасить Ленинград, от которого было всего 32 км до финской границы. Советское правительство подняло вопрос о переносе границы от Ленинграда, «поскольку Финляндия сама будет не в состоянии обеспечить безопасность города в случае появления в ее границах армий враждебного СССР государства». В связи с этим Сталин заметил: «Мы ничего не можем поделать с географией, так же, как и вы… Поскольку Ленинград передвинуть нельзя, придется отодвинуть от него подальше границу».
СССР предлагал финнам разные варианты решения проблемы. Например, пытался добиться уступки Финляндией части Карельского перешейка в обмен на вдвое большие по площади, но менее пригодные для сельскохозяйственного использования территории в Северной Карелии, а также передачи СССР в аренду нескольких островов и части полуострова Ханко. Финны упорно не соглашались.
Тогда Москва предложила купить Ханко или же, на крайний случай, арендовать другие прибрежные острова Финляндии. Но Хельсинки, подстрекаемый Лондоном и Вашингтоном, демонстрировал воинственную непоколебимость. Уговоры министра финансов Финляндии Таннера использовать эту возможность решить вопрос с Москвой миром на финских руководителей не подействовал. Тогда Кремль использовал последний возможный вариант — решение вопроса военными методами. Оправдано ли было такое решение? С геополитической точки зрения вполне. Это показали дальнейшие события, когда финское правительство Маннергейма развязало военные действия против Советского Союза на стороне фашистской Германии.