Час пик
Быстрый переход:




Разруха в головах как «достижение» прогресса | Страница 1

Автор: Андрей Потылико




«По многим признакам манипуляция общественным сознанием напоминает войну небольшой, хорошо организованной и вооруженной армии чужеземцев против огромного мирного населения, которое к этой войне не готово. Иногда говорят даже, что манипуляция сознанием есть «колонизация своего народа».

Постепенно создавались системы оружия в этой особой войне и постепенно, по мере накопления знания о человеке и его поведении, складывались доктрины манипуляции сознанием».


С. Кара-Мурза

 

«Ты — разумен. Хорошо, допустим. И поэтому полагаешь, что очень много знаешь о мире. Но так ли это? Много ли ты знаешь о нем на самом деле? Ведь ты видел только действия людей. И весь твой опыт ограничен лишь тем, что люди делают по отношению к тебе и друг другу. И больше ты не знаешь ничего. Ничего о тайнах этого неизведанного мира».

Карлос Кастанеда

 

Понятие «стереотип» впервые было введено в оборот американским журналистом Уолтером Липпманом в 1922 году в книге «Общественное мнение», где он определяет стереотип как упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта человека. По утверждению Липпмана, стереотипы — преимущественно неадекватные образы объективной реальности, основанные на «ошибке человека, по привычке принимающего предвзятое за видимое». 

(Окончание. Начало — №50 (452) от 20.12.2009 г.)

Стереотип однозначен; он делит мир на две категории — на «знакомое» и «незнакомое». Знакомое становится синонимом «хорошо», а незнакомое — синонимом «плохо». Несмотря на это, Липпман видит положительную роль стереотипов в том, что «они — крепость, стоящая на страже наших собственных традиций, и под ее прикрытием мы можем чувствовать себя безопасно в том положении, которое мы занимаем».

Что примечательно: этим тезисом американский журналист сам себя загоняет в ловушку. Крепость — это хорошо, гарантия безопасности — еще лучше, однако крепость, как известно, может служить не только защитным сооружением, но и тюрьмой (во все времена крепости именно так и использовались — как темницы, и не только для преступников, но и для инакомыслящих). Соответственно, чем больше человек полагается на крепость своих стереотипов, тем глубже он загоняет себя в «самодельный» каземат, отделяющий его от живого подлинного мира.

 

Рабы своих слуг

 

Возвращаясь к феномену искажения человеческого сознания под влиянием научно-технического прогресса, я хотел бы вспомнить «Прощание с Матерой» — знаменитое произведение выдающегося русского писателя Валентина Распутина. Для тех, кто его не читал, вкратце поясню, что в повести идет речь о сибирской деревне Матере, расположенной на одноименном острове на реке Ангаре. Ниже по течению строилась плотина ГЭС, и Матера была обречена на сожжение и затопление. Распутин описывает последнее лето деревенских жителей перед «потопом» — осенью они должны были переселиться в новый поселок.

Процитирую фрагмент разговора деревенской старухи Дарьи с одним из героев повести (Дарья рассуждает о человеке в современном мире):

«А жисть-то раскипяти-и-ил… Он думает, он хозяин над ей, а он давно-о-о уж не хозяин. Давно из рук ее упустил. Она над им верх взяла, она с его требует, че хочет, погоном его погоняет. Он только успевай поворачивайся… Дак ить он этак надсадится, надолго его не хватит. Надсадился уж — че там!..

— Как это он, интересно, надсадится, если есть машины? Все на машинах…

— Машины на вас работают. Но-но. Давно уж не оне на вас, а вы на их работаете… Оне с вас все жилы вытянут, а землю изнахратят, оне на это мастаки. Вон как скоро бегают да много загребают… Вы за ими и тянетесь. Оне от вас — вы за ими вдогоню. Догонили, не догонили те машины, другие сотворили. Эти, новые, ишо похлеще. Вам тошней того припускать надо, чтоб не отстать. Уж не до себя, не до человека… себя вы и вовсе скоро растеряете по дороге».







  • По самым скромным подсчетам только в Одессе в общежитиях проживает порядка 60 тысяч человек. Причем живут они не в лучших условиях, зачастую с риском вообще остаться на улице. И такие случаи бывают…>>>
  • Есть вопросы регионального уровня, которые тоже надо решать, но опять же, они из региональных должны переходить в общегосударственные…>>>
  • «Заработная плата — мерило уважения, с которым общество относится к данной профессии». Возможно, этот афоризм американской активистки движения за социальные права в США Джонни Тиллмон и справедлив для стран с развитой рыночной экономикой, но в украинских реалиях он вряд ли найдет подтверждение на практике…>>>
  • В нашей газете (№46(550) от 20 ноября 2011 года), мы уже поднимали тему противостояния Одесского городского совета, в лице фирмы «Варион» и фонда социальной защиты «Ветеран». Весь сыр-бор возник из-за помещений, выделенных городом под создание благотворительных столовых. Фирма «Варион», якобы как «новый арендатор» начала борьбу с «Ветераном», чья деятельность на протяжении многих лет, обеспечивала едой самых незащищенных и малоимущих Одессы…>>>
  • Эксклюзивный сюжет южненской телестудии «Миг» шокировал весь регион. Корреспонденты телестудии г. Южный после многочисленных звонков выехали в село Кошары, где по убеждению горожан в центре населенного пункта находится несколько «брошенных»… могильных плит…>>>