Отставка | Страница 1
Автор: Артем Филипенко
Еще в феврале спикер парламента Владимир Литвин предупреждал: если 2 марта не будут представлены документы, подтверждающие существование коалиции, он объявит о ее распаде, что, в итоге и свершилось. И 2 марта вполне обоснованно он объявил о прекращении деятельности коалиции.
У нас возможно все. И даже то, что Юлию Владимировну будут выносить из здания на Грушевского вместе с креслом…
Если кто-то до сих пор еще задавался вопросом о том, кто такая «вона», получил на него исчерпывающий ответ. «Вона» — это не Украина, это, все-таки, Тимошенко. Вернее, в представлении Юлии Владимировны и ее соратников «Тимошенко» и «Украина» — как «Ленин и партия — близнецы-братья».
«Это будет момент истины для каждой фракции — с Украиной он, или против», — заявила она в конце провозглашения своих лозунгов с трибуны ВР и покинула зал.
Как оказалось, «против» высказались 243 депутата, причем, кроме «регионалов», коммунистов и литвиновцев, в числе проголосовавших было 15 представителей фракции НУНС, семеро членов БЮТ и трое внефракционных.
Нельзя сказать, что отставка Тимошенко была легким явлением, несмотря на то, что недовольные премьером были как среди оппозиции (а в оппозиции к правительству находилась, напомним, Партия регионов), так и среди партнеров по коалиции.
Просто никто не хотел быть «могильщиком». И, в первую очередь, не хотела этого фракция НУНС, уже давно представляющая собой довольно разношерстное собрание депутатов. Часть их явно колебались, стоит ли открыто бросаться в объятия «регионалов» (тех, кто еще пару лет назад выступал в роли непримиримых противников)? Однако, по сути, участь Тимошенко решили даже не «штыки» НУНС, а семеро депутатов от БЮТ и трое внефракционных. Проголосовавшие «нунсовцы» принадлежат, преимущественно, к партии «Единый центр», созданной в свое время главой Секретариата Президента Виктором Балогой.
Впрочем, если бы даже по каким-то причинам не нашлось достаточного количества голосов для отставки премьера, она бы все равно состоялась, только путь к ней был бы более сложен.
Напомним, что ранее спикер парламента Владимир Литвин заявил: если 2 марта не будут представлены документы, подтверждающие существование этой коалиции, в частности, подписи 226 депутатов, он объявит о ее распаде. Что, в итоге и свершилось. 2 марта, во вторник Владимир Литвин объявил о прекращении деятельности парламентской коалиции в составе фракций «Блока Юлии Тимошенко», «Нашей Украины — Народной самообороны» и «Блока Литвина». По его словам, по состоянию на 2 марта в аппарат парламента не были поданы документы депутатских фракций о создании в декабре 2008 года коалиции Национального развития, стабильности и порядка.
«Я не буду здесь вдаваться в правовую или политическую сторону дела, — отметил Литвин. — Сегодня реально засвидетельствовали свой выход из коалиции, к сожалению, наши партеры из «Нашей Украины — Народной самообороны». По сути, они вышли из коалиции и этим остановили или ликвидировали ее работу».
Со 2 марта начался отсчет 30 дней, на протяжении которых Верховной Раде предстоит сформировать новую коалицию. Президент призвал лидеров фракций не медлить, и уже сегодня начать переговоры о создании новой коалиции, иначе возможен вариант досрочных парламентских выборов.
«Регионалы» выборов не хотят (также, впрочем, как и другие партии и блоки, представленные в парламенте). И понятно почему. Досрочные выборы (если коалиция не состоится, а Виктор Янукович исполнит свою угрозу), скорее всего, пройдут по прежней избирательной системе на основе закрытых партийных списков. Не исключено, что на этих выборах «регионалы» даже потеряют количество мандатов, в то время как БЮТ имеет шансы набрать голоса. Не последнюю роль здесь может сыграть и тот факт, что за столь короткий период Президенту не удастся сформировать эффективную и, что самое главное, авторитетную вертикаль власти, способную дать на выборах нужный результат.