Час пик
Быстрый переход:




Вопреки «спонсорам ненависти» | Страница 1

Автор: Марина Чаковская




Историческая память для народа имеет значение далеко не второстепенное. Язык и история, как выяснилось за последние двадцать лет, очень даже волнуют людей. Потому что, в частности, язык — глубинная основа ментальности. Ментальность украинского народа состоит в сложившемся исторически двуязычии — в умении мыслить и жить двумя языками, русским и украинским.

 

Если мрак, неполноценность и ненависть заменить на любовь, благодушие, симпатию и приятие всего, что раньше не принималось — может быть в этом и состоит смысл «национальной идеи», способной объединить «маленьких украинцев»?

 

Развернувшаяся на Западной Украине агрессивная политическая кампания, направленная против нового министра образования Дмитрия Табачника, обнажила страшные язвы на посторанжевом идеологическом «теле» страны. С уходом оранжевой власти де-юре, никуда не исчезла пагубная идеология «пещерного национализма» (кстати, одно из любимых выражений Дмитрия Владимировича), граничащего с национал-фашизмом. И хотя эту кампанию пытаются выставить как протесты оппозиции против «преступной власти», ее причины и движущие силы лежат намного глубже, чем может показаться…


 

Сломанная ментальность

 

Отчего же так засуетились штатные патриоты? Отчего называют они сам факт назначения Табачника, и, как следствие, появившуюся возможность школьникам сдавать экзамены на родном языке — «антиукраинской истерией», «величезним плювком нации» (слова-то какие!)? Отчего будоражат неокрепшие студенческие умы?

С одной стороны, Дмитрий Табачник выставляется как универсальное зло вселенского масштаба (какие только грехи не «шьют» министру — вплоть до попыток развала украинской государственности). С другой — последние дни нам начали внушать с разных сторон, что Табачник специально (!) назначен на эту должность, дабы взять огонь критики на себя, выпустить пар оппозиции и отвести ее внимание от экономических шагов нового Правительства.

На наш взгляд, истерия, нагнетаемая как раз оранжевыми (на воре шапка горит!), лишний раз подчеркивает, какое определяющее значение для общества имеет образование, и прежде всего такие его аспекты, как язык и история. Вопросы, которые продолжают разделять украинцев де-факто, нравится это кому-то или нет. Вопросы, которые ставились во главу угла во время всех избирательных кампаний. При этом большинство политиков заявляли, что проблемы языка и истории… подняты на щит самими политиками (?), искусственно раздуты, и, по большому счету, для народа являются второстепенными. Однако ежедневными поступками и высказываниями государственные мужи опровергали этот свой тезис, ломая копья как раз вокруг указанных «гуманитарных» вопросов. Нарушение логики полное: если бы людям действительно было все равно, на каком языке думать, читать, общаться, учить детей — стали бы политики тратить время и силы на то, что народ не волнует? А стихийная, массовая защита одесситами памятника Екатерине II — когда тысячи простых, аполитичных в быту людей вышли на улицу, чтобы дать отпор угрожавшей памятнику кучке националистов? Нет, это не назовешь равнодушием. Точно так же готовы защищать свои ценности на Западной Украине (с той разницей, что мы к ним не ездим, нам это совершенно ни к чему). Данные примеры показывают: историческая память для народа, оказывается, имеет значение далеко не второстепенное. Язык и история, как выяснилось за последние двадцать лет, очень даже волнуют людей. Потому что, в частности, язык — глубинная основа ментальности. Ментальность украинского народа состоит в сложившемся исторически двуязычии — в умении мыслить и жить двумя языками, русским и украинским.

И вот в эту нашу своеобразную ментальность изначально вбивается острый клин, когда один из языков объявляется «вражеским», равно, как и народ-носитель этого языка («кляти москали»). Налицо искусственно произведенное раздвоение сознания у огромного числа людей. Очень яркая цитата из газеты «2000» (прошу прощения, выпала фамилия автора): «Для выполнения поставленных задач «архитекторы» идеологического ремоделирования совершенно обоснованно, на их взгляд, направили весь свой творческий энтузиазм на главное — захват (подмену, уничтожение) духовной основы украинского народа».







  • Когда в 2005 году мы шли на выборы в местные советы, мы первые подняли вопрос о Хаджибеевском, Куяльницком, Григорьевском, Тилигульском лиманах — вообще о системах лиманов вокруг Одессы и их критическом состоянии. На нас тогда смотрели с удивлением, дескать, «Зачем им это нужно?!». А мы понимали, зачем. Мы знаем, что представляет собой этот природный ресурс, какое это богатство, и как мы не умеем им нормально распорядиться…>>>
  • Застройка Молдаванки должна базироваться на нескольких принципах. Во-первых, ключевым должен стать принцип социальной справедливости…>>>
  • Мы живем в самом прекрасном городе на земле — Одессе. Ее воспевают поэты и художники, им восхищаются гости города. Но есть еще Молдаванка и Ближние Мельницы, Ленпоселок и Бугаевка, другие микрорайоны, где не всегда из кранов идет вода, где улицы в дождь превращаются в бурные реки, где далеко не всегда есть то, что называют «благами цивилизации»…>>>
  • Страсти кипят вокруг главной отечественной сиделицы. Восторженные фанаты исступленно требуют ей свободы. Того же домогаются зафрахтованные зарубежные борцы за демократию в Украине. Даже циклические изменения в самочувствии VIP-заключенной ставятся в вину «преступной власти»… На самом же деле циркачам и шоуменам нашей общественной жизни глубоко безразличны права человека, его свободы и сама свобода. Если, конечно, это не касается их самих и их подельников…>>>
  • Сознание человека в обществе потребления, блокирует любую информацию, в которой не заложен элемент материальной прибыли, проще говоря, «бесплатно размышлять» никто уже не будет, а вот за деньги, такие люди, согласны будут размышлять в любом указанном направлении. «Бухгалтерское мышление» — так удачно назвала этот феномен президент Литвы Даля Грибаускайте, разрушает общество, а ведь общество — это фундамент государства…>>>