Час пик
Быстрый переход:




Между Западом и Востоком | Страница 3

Автор: Владислав Гулевич






Лишенная былого доминирования в общеукраинском масштабе, которым она наслаждалась при Ющенко, идеология украинского национализма оказалась законсервированной в географических границах Западной Украины. Очутившись в изоляции, западно-украинская ментальность ищет своего места в политической жизни страны. Словно в осажденной крепости, на Западной Украине объявлена всеобщая идеологическая мобилизация. Опять, как много десятилетий назад, глядят гуцульские неонацисты недобрым взором на внешний мир из темных и сырых карпатских пещер. В массу вброшены «дрожжи» в виде неонацистской идеологии, чтобы она «забурлила». Вожаки умело это брожение поддерживают.

Но мессианство обязательно предполагает культурное содержание. Галицийская же культура является слепком западноевропейских культурных элементов. Не самобытное культурное дерево, не ключевой родник самодостаточной культуры, а странная, практически бессодержательная модель, сплющенная с двух сторон западной и восточной парадигмами. Мессианство без культурного элемента превращается в насаждение иных цивилизационных рамок, что не ведет к расцвету культуры, а, напротив, ставит ее в подчиненное положение по отношению к политическим интересам.

Конечно, сегодня ситуация значительно изменилась. С воцарением потребительской психологии, словно эпидемия, охватившей половину Земного шара, культурная составляющая поблекла и потускнела и в России.

Что в такой ситуации остается Украине? Русское культурное мессианство остается востребованным и необходимым, но для большинства жителей страны недоступным. Под идеей культурного мессианства следует понимать не выпуски новостей, дешевые русские концерты и еще более дешевые сериалы, а более глубокую ткань культуры, ее сердцевину, при соприкосновении с которой и зарождается мировоззренческий фундамент, опираясь на который, человек определяет свое место в мозаике иных культур. Сегодня же при пассивности русского элемента мы сталкиваемся с активностью элемента католического и протестантского.

Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ), чья основная часть мирян проживает в западных регионах страны, с подачи Ватикана все чаще заявляет о духовной миссии нести светоч веры всей Украине. И дело здесь, опять-таки, не в религиозной подоплеке (хотя и в ней тоже), а в особой форме западного мессианства, которое никак не находит гармоничных точек соприкосновения с востоком. УГКЦ является во многом лиминальной структурой (лиминальность — промежуточное положение, когда прежняя социальная роль оставлена, а новая еще не принята). Украинские греко-католики уже не православные, но и не католики. Зависнув посередине, они так и остались неким переходным звеном от православия в католичество, отвергнув одно и не приняв другого.

На полпути застряла и Украина. Будучи больше востоком, чем западом, духовно ориентируясь преимущественно на свою исконно русскую матрицу, а не на католико-протестантскую, политически направляемая по ложному пути, да еще при этом и нелогично скроенная административно, Украина все больше погружается в состояние лиминальности, образуя некую серую зону, где уже не светло, но пока еще не темно. Этому же способствуют утверждения о мнимой роли Украины как моста между Европой и Азией. А почему, собственно, Украина? Белоруссия тоже может примерить на себя роль «моста». И почему «мнимой»? Автор не отвергает этой мысли напрочь, если ей предшествует знание, как этот мост строить, и выполнению каких задач он будет служить. А чтобы не возникало, как в анекдоте, вопроса (строить «вдоль или поперек»), сначала следует открыто заявить, что по территории Украины (как и Белоруссии) проходит линия цивилизационного разлома между Западом и Востоком, которая никогда не будет стабильной, о чем писал Самюэль Хантингтон в своем труде «Столкновение цивилизаций». Если мы признаем этот факт, мы будем точно знать, что, как и для чего строить.

Младоевропейский порывистый Запад энергично стучит к нам в двери, пробирается через окна, старается «раскурочить» стены. Линия цивилизационного разлома пульсирует, вибрирует, дрожит. Отзвуки слышны по всей стране. Жаль, что зарождающиеся в глубинах русско-православной цивилизации духовные импульсы искусственно гасятся у нашего порога. Украинская лиминальность превращается в хроническое состояние, что грозит страшной опасностью — стать нашей сущностью.







  • Мы живем в самом прекрасном городе на земле — Одессе. Ее воспевают поэты и художники, им восхищаются гости города. Но есть еще Молдаванка и Ближние Мельницы, Ленпоселок и Бугаевка, другие микрорайоны, где не всегда из кранов идет вода, где улицы в дождь превращаются в бурные реки, где далеко не всегда есть то, что называют «благами цивилизации»…>>>
  • Теперь молодым приходится рассчитывать только на себя, в лучшем случае — на помощь родителей. И в вопросе жилья также. Накануне экономического кризиса Украина переживала строительный бум. Но он не решил жилищной проблемы…>>>
  • Народный депутат Сергей Гриневецкий за период своей деятельности в Верховной Раде с ноября 2007 года подготовил и направил 88 депутатских запросов…>>>
  • В иные времена о таких людях писали очерки, потому что на них земля наша держится — не на «дерзких» и «сильных», с ярко выраженным «хватательным» инстинктом, а на таких вот «незаметных» тружениках и труженицах, тихо делающих свое дело, и так же незаметно создающих общественные блага… Поклониться бы ей — за это ее чистое и светлое служение обществу. Так нет же! Именно по этому — самому драгоценному — и был нанесен жестокий и страшный удар…>>>
  • Неся бремя объективного аналитика и наблюдателя за нашей судебной системой, мы все чаще приходим к печальному выводу, что «черные мантии» — главные фигуранты в сомнительных делах, когда права человека растаптывают, буква закона попирается, а судебное решение несовместимо с понятием справедливости. «Раздутый миф» об «успехах» реформирования судебной власти является ярчайшим примером подлинного кощунства по отношению к праву в целом и его судебной системе, в частности. Классический тому пример — дело Н. Х. Кошура…>>>