Час пик
Быстрый переход:




Украинские молдаване не считают себя румынами

Автор: Андрей Потылико


В Рени состоялся пятый традиционный праздник молдавской культуры, организованный районным молдавским национально-культурным обществом «Извор». Однако на сей раз инициаторы мероприятия решили не ограничиваться концертной программой — празднику предшествовал «круглый стол», участники которого обсудили проблемы и перспективы общественной жизни молдаван Одесщины и Украины в целом.

Выступая перед аудиторией, начальник управления по делам национальностей и религий Одесской ОГА Ярослава Резникова заявила о том, что новая власть нашей страны как на центральном, так и на региональном уровнях будет и дальше проводить взвешенную и конструктивную национальную политику, направленную на обеспечение прав и развитие потенциала всех этносов Украины. Актуальность этого курса особенно очевидна на примере Одесщины, где на сегодняшний день проживают представители 133 национальностей. Как отметила Я. Резникова, областная власть осуществляет не только «моральную», но и материальную поддержку нацменьшинств. В частности, в 2008 году национально-культурные общества Одесского региона получили из бюджета 600 тысяч гривень. К сожалению, кризис вынудил сократить объем финансирования на эти цели (в текущем году выделено 400 тысяч); тем не менее, областное руководство старается компенсировать нехватку казенных средств привлечением инвестиций, подключением к международным программам и грантам, стимулированием различных гуманитарных проектов.

Председатель Всеукраинской национально-культурной молдавской ассоциации Анатолий Фетеску затронул такую сложную и неоднозначную проблему, как взаимоотношения Украины и Румынии по вопросу обеспечения прав нацменьшинств в обеих странах.

Румыния усиливает свою политическую и культурную экспансию в тех регионах Украины, где компактно проживает молдавское население, и прежде всего на Одесщине и Буковине. Кроме того, румыны отказываются признавать сам факт существования молдавской нации и молдавского языка, стремясь навязать этому народу румынское «происхождение». Рассматривая молдаван Украины как «свою диаспору», Румыния периодически проводит на территории нашей страны мониторинг соблюдения прав и свобод «соотечественников». Однако, как свидетельствуют результаты таких исследований, подавляющее большинство молдаван выступает за сохранение своей национальной, культурной и языковой идентичности — лишь единицы называют себя этническими румынами.

В этой связи А. Фетеску подчеркнул: политику романизации (точнее, «румынизации») молдавского населения Украины следует считать попыткой ассимиляции, что, кстати, недопустимо с точки зрения европейских норм. Он призвал соплеменников выработать четкую и консолидированную позицию по данному вопросу и не «клевать на удочку» соседей, которая под видом «заботы о диаспоре» преследует лишь собственные интересы.





  • Когда в 2005 году мы шли на выборы в местные советы, мы первые подняли вопрос о Хаджибеевском, Куяльницком, Григорьевском, Тилигульском лиманах — вообще о системах лиманов вокруг Одессы и их критическом состоянии. На нас тогда смотрели с удивлением, дескать, «Зачем им это нужно?!». А мы понимали, зачем. Мы знаем, что представляет собой этот природный ресурс, какое это богатство, и как мы не умеем им нормально распорядиться…>>>
  • Народный депутат Сергей Гриневецкий за период своей деятельности в Верховной Раде с ноября 2007 года подготовил и направил 88 депутатских запросов…>>>
  • Совершенно очевидно, что действующая система управления дает очень серьезные пробуксовки, очень много бюрократии. И «его величество бюрократ» — он становится почвой для коррупции и барьером в диалоге власти и населения…>>>
  • Герои «аспектов» — это судьи, которые напрочь забыли о существовании судейской присяги, игнорируют ее, тем самым порочат свой статус и дают нам неисчерпаемый источник фактов, позволяющих доказывать: кривосудие существует!..>>>
  • Эксклюзивный сюжет южненской телестудии «Миг» шокировал весь регион. Корреспонденты телестудии г. Южный после многочисленных звонков выехали в село Кошары, где по убеждению горожан в центре населенного пункта находится несколько «брошенных»… могильных плит…>>>