С таким же успехом «без ГМО» можно написать на заборе… | Страница 1
Автор: Андрей Потылико
В 99,9 процентах случаев изготовители никакими документами не могут подтвердить, что их продукция не содержит ГМО. Кроме того, производитель не заинтересован правдиво информировать потребителя о качестве продукции — главное, чтобы магазины брали эту продукцию, а чиновники не придирались к отсутствию маркировки.
Маркировка «без ГМО» «украшает» даже колбасу и сосиски, хотя сегодня каждый школьник знает, что наша колбаса делается из сои, а производимая в мире соя на 80 процентов состоит из ГМ-сортов. Значит, маркировка банально лжет.
Прошу прощения за резкость, но, похоже, нас всех в очередной раз держат за идиотов… Недавно государство сделало долгожданный шаг — ввело обязательную маркировку продовольственных товаров, содержащих генетически модифицированные организмы (ГМО). Эту информацию производитель должен указывать в том случае, если содержание ГМО в продукте превышает 0,9 процента. Маркировка «без ГМО» применяется лишь тогда, когда указанный процент ниже.
Легализованный обман?
И вот во всех магазинах появились продукты, на которых весело запестрели заветные «значки» «без ГМО». Они «украшают» даже колбасу и сосиски, хотя сегодня каждый школьник знает, что наша колбаса делается из сои, а производимая в мире соя на 80 процентов состоит из ГМ-сортов. Значит, штампы «без ГМО» банально лгут. Видимо, в ответ на подобные подозрения производители колбасы пошли еще дальше — они стали использовать маркировку «без сои».
Так мы и поверили…
Дело доходит до абсурда — штампы «без ГМО» сейчас можно увидеть даже на минеральной воде и пачках соли, и это при том, что в этих продуктах в принципе не может быть никаких генетических конструкций (ГМО могут присутствовать только там, где есть белки и белковые соединения)! С таким же успехом «без ГМО» можно написать на заборе.
В общем, обман потребителей практически легализован! Как заявил в интервью газете «Одесские известия» заместитель генерального директора Госпредприятия «Одессастандартметрология» Евгений Голомовзый, «у нас в 99,9 процентах случаев изготовители никакими документами не могут подтвердить, что их продукция действительно не содержит ГМ-компонентов».
И тогда мы задались наивным вопросом: а может ли рядовой покупатель вообще проверить достоверность маркировки «без ГМО»?
Автор этих строк провел простейший эксперимент: походив по супермаркету «Копейка» и убедившись, что почти все товары официально не имеют ГМО, я попросил персонал магазина показать мне хоть один продукт, на котором было бы указано: «содержит ГМО». Продавцы посмотрели на меня квадратными глазами и удивленно промямлили: «А вам что, нужны продукты с ГМО?» «Нет, — ответил я, — но если маркировка предполагает штампы «без ГМО» и «содержит ГМО», то я просто хотел бы увидеть второй вариант». Наконец, сотрудники «Копейки» признались, что еще не встречали товар с пометкой «содержит ГМО». По их словам, «производители пишут либо «без ГМО», либо вообще ничего не пишут». Короче, выводы сделать нетрудно…
Кстати, директор супермаркета наотрез отказалась давать интервью: мол, такова «корпоративная установка» со стороны руководства торговой сети.
Лаборатории — еще не гарантия контроля
Удостоверившись, что на местном уровне ответа на поставленный вопрос не найти, мы решили обратиться в вышестоящие инстанции. Нашим первым собеседником стал инженер молекулярно-генетической лаборатории ООО «ДЛ‑Стандарт» (Киев) Алексей Белый. В телефонном режиме у нас состоялся следующий диалог.