Час пик
Быстрый переход:




На вопрос: «Кто ты?» простолюдин отвечает: «Русский!» | Страница 1

Автор: Петро Роженко




Мы наслышаны о культурно-политических катаклизмах в Западной Украине начала XIX века. Тогда, оказавшись под беспрецедентным давлением католических государств (Австро-Венгрии и Польши), население западно-украинских областей бесславно рассталось со своей русскостью, несмотря на героическое сопротивление деятелей-русофилов из числа местной интеллигенции. Но мы мало интересуемся природой и истинной подоплекой такого же конфликта наших родных братьев в Белой Руси.

 

В царское время белорусские земли называли Северо-Западным краем, где всегда были сильны позиции западнорусизма — историко-идеологического направления научной, общественно-политической, этноконфессиональной и культурной жизни, основывающегося на постулате, что Белоруссия является культурной и государственной частью России, а белорусы — самобытным ответвлением русского этноса.


По своей глубинной сути теория западнорусизма является близнецом малороссийской теории, которая мыслила национальную идентичность малороссов (более раннее название украинцев) как часть общерусской народности, что, в принципе, соответствует исторической правде. Западнорусизм, зародившийся во второй половине XVIII века как реакция западно-русского населения на тираническую политику Польши, вызвал к себе ненавистное отношение поляков. Сторонники этого идеологического течения подвергались репрессиям и гонениям, о чем учебники истории современной Польши умалчивают.

Духовно-идеологическое оформление идеям западнорусизма придал проповедник Киево-Печерской Лавры, епископ Белорусский св. Георгий Конисский, причисленный к лику местночтимых святых Белорусского экзархата Русской Православной Церкви в 1993 году. По происхождению св. Георгий Конисский был малороссом, но, будучи хиротонисан в 1755 году в епископа Могилевского, включился в борьбу за равноправие угнетаемых в Польше православных с католиками. Это вызвало жесткое противодействие со стороны польских властей, но св. Георгий продолжал дело, которое считал святым.

Характерно, что малороссы оставили заметный след в западнорусском течении. Еще одним выдающимся деятелем западнорусизма был митрополит Иосиф (Семашко), уроженец Киевской губернии. Будучи грекокатоликом, владыка Иосиф перешел затем роженца Киевской губернииждениюрусском течении. астей. православных и католиковоруссии и России. и ив православие, и так описывал свои чувства: «Я с детства имел душевное влечение к России и всему русскому… Неизмеримая Россия, связанная одною верою, одним языком, направляемая к благой цели одной волею, стала для меня лестным, великим Отечеством, которому служить, благу которого споспешествовать считал я для себя священным долгом — вот сила, которая подвигла меня на воссоединение униатов, отверженных в смутные времена от величественного русского православного древа… Пламенное усердие к этому делу в течение 12 лет (1827—1839) постигло все мое существование».

Но первое место по количеству приверженцев идей западноруссизма и по глубине их историко-политических обоснований принадлежит, безусловно, самим уроженцам Белоруссии. Многие из них внесли немалый вклад в отечественную науку, некоторые активно подвизались на политическом поприще. Среди наиболее выдающихся имен — символов западноруссизма следует назвать церковного историка Г. Киприановича, политического публициста М. Кояловича, богослова и академика К. Харламповича, видного историка П. Жуковича, филолога и палеографа Е. Карского.

Последний в своих исследованиях доказывал сравнительную новизну термина «белорусы» следующими доводами: «В настоящее время простой народ в Белоруссии не знает этого названия. На вопрос: «Кто ты?», простолюдин отвечает: «Русский!». А если он католик, то называет себя либо католиком, либо поляком; иногда свою родину назовет Литвой, а то и просто скажет, что он «тутэйший» — здешний, конечно, противополагая себя лицу, говорящему по-великорусски, как пришлому в Западном крае».







  • Теперь молодым приходится рассчитывать только на себя, в лучшем случае — на помощь родителей. И в вопросе жилья также. Накануне экономического кризиса Украина переживала строительный бум. Но он не решил жилищной проблемы…>>>
  • Сергей Гриневецкий в своей деятельности уделяет особое внимание Придунавью. Еще в бытность С. Гриневецкого губернатором Одесской области, по его инициативе КМУ в 2004 году утвердил Комплексную программу развития Украинского Придунавья, которая обеспечивала качественное развитие региона. К сожалению, «оранжевое» руководство страны игнорировало интересы страны в Придунавье, и о Программе «забыли»…>>>
  • Совершенно очевидно, что действующая система управления дает очень серьезные пробуксовки, очень много бюрократии. И «его величество бюрократ» — он становится почвой для коррупции и барьером в диалоге власти и населения…>>>
  • Ситуация с украинской нефтепереработкой напоминает известный стишок про десять негритят. Правда, на заре независимости полноценно работающих нефтеперерабатывающих заводов в Украине было не десять, а шесть, но сути дела это не меняет. Как и в случае с негритятами, НПЗ последовательно прекращают свою жизнедеятельность…>>>
  • Сознание человека в обществе потребления, блокирует любую информацию, в которой не заложен элемент материальной прибыли, проще говоря, «бесплатно размышлять» никто уже не будет, а вот за деньги, такие люди, согласны будут размышлять в любом указанном направлении. «Бухгалтерское мышление» — так удачно назвала этот феномен президент Литвы Даля Грибаускайте, разрушает общество, а ведь общество — это фундамент государства…>>>