Искренний и открытый Уго | Страница 2
Автор: Петро Роженко
Еще в 1992 году армейские колонны под командованием Уго Чавеса вышли на улицы столичного Каракаса, дабы приступить к реорганизации власти и создания Учредительной Ассамблеи, где были бы реально представлены все группы венесуэльского общества, вместо традиционного двухпалатного парламента, отражавшего интересы только коррумпированных правящих групп, подчиненных Белому Дому. Правительство бросило на подавление мятежа значительные силы. После кровопролитных столкновений Уго Чавес сдался властям, призвал своих сторонников сложить оружие, и взял на себя всю ответственность за подготовку и организацию этой операции.
В момент ареста, транслировавшегося в прямом эфире, подполковник Чавес заявил, что он и его товарищи складывают оружие исключительно из-за того, что на этот раз им не удалось добиться поставленной цели, и чтобы избежать продолжения кровопролития, но их борьба будет продолжена. После этого Чавес и ряд его сторонников оказались в тюрьме. Но через два года он вышел на свободу и окунулся с головой в омут политической деятельности. Через некоторое время энергичного Чавеса народ избрал в президенты страны, что несказанно разозлило американцев. Поэтому, когда в 2002 году в ходе своеобразной «оранжевой» революции представители старых элит попытались свергнуть Чавеса, США поддержали переворот. США не устраивала жесткая позиция Чавеса не только в политике, но и в экономике. Он приказал национализировать многие промышленные предприятия страны, особенно нефтяные месторождения, и без обиняков вышвырнул из страны заграничных дельцов, наживавшихся на венесуэльской нефти. Путчисты вывезли Чавеса на отдаленный остров, но продержали его там всего два дня. Большая часть армии осталась верна президенту, к тому же на улицы вышли сотни тысяч его сторонников, преимущественно из бедных кварталов. Побоявшись наказания, проамериканские мятежники доставили арестованного ими президента в президентский дворец. Военный переворот провалился с триумфом для Чавеса.
Сегодня Чавес пытается создать вокруг Венесуэлы ось государств-единомышленников, разделяющих его революционные идеи. Такой режим в последнее время установился в Боливии с избранием президентом Эво Моралеса. В конце 2006 года победу одержали потенциальные союзники Уго Чавеса — Даниэль Ортега в Никарагуа и Рафаэль Корреа в Эквадоре. Для обозначения союза Венесуэла-Куба-Боливия Уго Чавес в начале 2006 года изобрел термин «ось добра» — в противовес американской «оси зла». Государства эти сближает не только левая антиимпериалистическая и антиамериканская риторика их лидеров, но и реальная взаимная выгода от сотрудничества: по данным США, Венесуэла ежедневно поставляет на Кубу около 90 тысяч баррелей нефти по льготным ценам, что позволяет Кубе зарабатывать на реэкспорте нефти. Куба, как уже говорилось, направила в Венесуэлу десятки тысяч своих технических специалистов, в том числе около 30 тысяч врачей. Для Боливии Венесуэла является источником инвестиций для разработки газовых месторождений. В начале июля 2006 года Чавес, выступая в качестве почетного гостя на саммите Африканского союза в Гамбии, призвал африканские страны «оказывать сопротивление американскому неоколониализму» и установить более тесные связи между Латинской Америкой и 53 государствами-членами панафриканской организации. К партнерству против США Чавес пригласил также Белоруссию, Россию и Иран. Американская экспертная мысль отреагировала молниеносно. В обиход была запущена аббревиатура VIRUS (по первым буквам названий государств — Венесуэла, Иран, Россия). Обозвав «вирусом» геополитическую ось Каракас-Тегеран-Москва, Белый Дом заявил, что эти страны составляют «ось безнаказанности».