Час пик
Быстрый переход:




Их мессианство никогда не потерпит существования нашего | Страница 2

Автор: Петро Роженко






Мессианистами были литераторы и идеологи польской государственности Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий, философы Бронислав Трэнтовский, Анджей Товянский и прочие. Причем, последний из них являлся автором целой философской концепции, названной его именем — товианства. Существенную роль в нем играют представления о «колоннах» бессмертных духов, действующих через людей, о миссиях отдельных народов и о посланцах Бога, через которых осуществляется Провидение. К таким посланцам Товянский причислял Наполеона и себя. Польша у Товянского — единственная католическая и вместе с тем единственная христианская страна — мессия. Как в Ветхом Завете были рассеяны евреи, народ избранный, так рассеян избранный народ Нового Завета — поляки, за то, что не сумели отстоять Польшу перед лицом, в т. ч., русской экспансии. Польский мессианизм — это наступательная идеология, пружина, которая двигает католичество дальше на Восток, на земли современной Украины и Белоруссии. В польской литературе, музыке, фольклоре «восточные территории» неразрывно связаны с матерью-Польшей. Эту землю воспевали в своих произведениях многие деятели польской культуры и сказания о «кресах всходних» — суть неотъемлемая часть польской поэтики. Западная часть Русского мира обречена жить в вечном соприкосновении с католическим миром, который рассматривает ее как свою каноническую территорию.

Диалектика развития отношений Запад-Восток зиждется на противостоянии христианства западного и восточного обрядов. В силу многих исторических причин западное христианство в его протестантской ветви все чаще превращается в иудео-христианство (англосаксы — одно из колен Израилевых). Не отказывая представителям англосаксонской культуры в праве самим выбирать маршрут своего цивилизационного развития, мы не можем не видеть в их мессианской идее прямых угроз существованию Русского мира. Общецивилизационные универсалии Западного мира — орудие массового разрушения базисных основ других цивилизаций, в т. ч. русской. Англосаксонские страны, поддерживаемые Ватиканом, выступают за кардинальную трансформацию основ православной веры, после которых православием, доведенным до состояния полного духовного поражения, будет утеряно чувство своей религиозной миссии.

Католичество и протестантизм искони находились в крайне враждебных отношениях с самой молодой религией мирового масштаба — исламом. Православие, несмотря на периоды конфликтных отношений с некоторыми исламскими странами, исторически выработала свой внутренний механизм взаимодействия с приверженцами Аллаха, коих в России насчитывается более 20 млн. Зачастую за войнами и политическими трениями между русскими и мусульманскими народами стояли англосаксы-протестанты или же европейцы-католики. Неприятие ислама на Западе имеет гораздо более высокий градус, хотя это не принято выражать публично. Термин «исламофашизм» был изобретен западными политтехнологами.

Пути преодоления пропасти, разделяющей Западную цивилизацию и Русский мир, пытались нащупать многие русские мыслители, представители патриотической интеллигенции и духовенства, политики и деятели культуры. К сожалению, с русской стороны таких исканий было несравненно больше. Западной мысли несвойственно сомнение в собственной правоте, для нее нехарактерно мятущееся осознание важности достижения межцивилизационного согласия. В то же время в столкновении двух мировых цивилизаций рождается импульс развития исторических событий, которые были бы немыслимы в условиях их полного слияния, вплоть до неразличимости. Демаркационная линия, разделяющая католико-протестантский ареал от православного практически четко укладывается в географические границы западного и восточного миров, соответственно. Чуждость православия для рационалистического западного католичества обусловлена ее близостью к традициям Востока.

Грубейшей мировоззренческой ошибкой было бы одобрение западного либо восточного пути нашего развития. Наша русская цивилизация — самодостаточна. Ее раскол выгоден коллективному Западу. Запад имеет два алгоритма действий, и оба для него выигрышные — либо «перетащить» Россию на «мировоззренческое поле» европейских (западных) ценностей и растворить в себе, либо оттеснить ее вглубь материка, в «дебри Востока» и «утопить» там. Наше спасение — в стойком балансировании на двух полюсах, в их слиянии в единый культурно-мировоззренческий механизм с сохранением собственной культурной уникальности.







  • По самым скромным подсчетам только в Одессе в общежитиях проживает порядка 60 тысяч человек. Причем живут они не в лучших условиях, зачастую с риском вообще остаться на улице. И такие случаи бывают…>>>
  • Изношенные сети — это проблема не только Одессы. Она уже давно обрела масштаб национального бедствия…>>>
  • Законотворчество — основной приоритет деятельности депутата и одновременно главный итог его пятилетней деятельности в стенах парламента. У народного депутата Сергея Гриневецкого этот итог внушительный: 55 подготовленных законопроектов и 88 депутатских запросов (депутатский запрос — официальное требование народного депутата к органам власти, для направления которого требуется поддержка Верховной Рады)…>>>
  • Герои «аспектов» — это судьи, которые напрочь забыли о существовании судейской присяги, игнорируют ее, тем самым порочат свой статус и дают нам неисчерпаемый источник фактов, позволяющих доказывать: кривосудие существует!..>>>
  • Неся бремя объективного аналитика и наблюдателя за нашей судебной системой, мы все чаще приходим к печальному выводу, что «черные мантии» — главные фигуранты в сомнительных делах, когда права человека растаптывают, буква закона попирается, а судебное решение несовместимо с понятием справедливости. «Раздутый миф» об «успехах» реформирования судебной власти является ярчайшим примером подлинного кощунства по отношению к праву в целом и его судебной системе, в частности. Классический тому пример — дело Н. Х. Кошура…>>>