Час пик
Быстрый переход:




Русины признаются отдельной национальностью в 20 странах мира, и только у нас их настойчиво и в приказном порядке записывают в украинцы | Страница 1

Автор: Владислав Гулевич




В Венгрии, в городке Пилишсенткерешт 16‑18 июня состоялся XI Всемирный конгресс русинов. Миссия конгресса — объединение лиц русинской национальности и русинских национально-культурных обществ с целью координации деятельности русинских организаций во всем мире. В заседании участвовали представители Словакии, Сербии, Чехии, Хорватии, Румынии, Польши, Украины, США, России и Венгрии.

Мероприятие лишний раз показало, что русинское движение не является однородным, несмотря на общие цели. Представители русинского меньшинства в европейских странах (Чехия, Словакия, Польша) выдвигают требования культурно-просветительского характера. Русины Украины, напротив, выходят за рамки культуры и фольклора, озвучивая политические требования признать Закарпатье автономной областью в составе Украины.

При этом положение русин в других странах отличается от положения их соплеменников в самой Украине. Как известно, русины признаются отдельной национальностью в 20 странах мира, и только на Украине — географической родине русинства — их настойчиво и в приказном порядке записывают в украинцы. Историческая необъективность такого топорного подхода к решению русинского вопроса очевидна.

Во-первых, этноним «украинцы» возник позже, чем этноним «русины». Почему же тех, кто появился раньше, заставляют считать себя теми, кто появился позже?

Во-вторых, украинец, по крайней мере, теоретически — это человек, исповедующий идеологию украинства (неважно, агрессивно-националистического толка или интеллигентно-просветительского), а духовно-политическим базисом украинства служит украинская литература и те из ее корифеев, кто в той или иной форме высказывался о возможной украинской государственности или о самом украинстве, как о политическом движении (Т. Шевченко, И. Франко и др.).

Но русинская духовная традиция и идеология русинства ковались людьми совсем иных культурно-политических взглядов. Русинство оппозиционно украинскому национализму, этой квинтэссенции украинской идеи, которую киевские власти всегда готовы использовать в своих узких интересах. Из всех западно-украинских регионов Закарпатье менее всего подвержено бандеризации и русофобии.

В целом же можно выделить несколько центров культурно-политического русинства: Европа (прежде всего, Венгрия), Россия и Соединенные Штаты. Из этих государств только два — Венгрия и Россия — имеют исторически обусловленное отношение к русинам. Будапешт приступил к захвату земель славян-русинов еще в XII в., и вплоть до окончания Первой мировой войны Закарпатье находилось в составе Австро-Венгерской империи. Венгерские власти, распоряжавшиеся Закарпатьем, придерживались политики жестокой ассимиляции, благодаря чему появилась новая этнополитическая данность — мадьяроны, т. е. представители невенгерского населения, полностью лояльные ко всему венгерскому и перешедшие в повседневном общении на венгерский язык. Будапешт как наиболее близкий в географическом плане к Закарпатью центр силы обречен принимать активное участие в русинских делах.

Москва, в свою очередь, выступала в качестве поля притяжения для многих славянских народов, в т. ч. для русинов. Просветитель русинского народа и автор гимна русин Александр Духнович происходил из московского рода. Русская кровь текла и в Адольфе Добрянском, известном карпаторусском писателе и идеологе единения Угорской Руси с остальной Россией. Наиболее выдающиеся русинские просветители-интеллектуалы, оставившие значительный след в истории русинского народа, — Юрий Венелин, Василий Кукольник, Иван Орлай, Михаил Балудянский, Иван Фогораший, Георгий Геровский тоже не мыслили себя и свой народ отдельно от великороссов.

Наименее всего историческими корнями связаны с русинским движением Соединенные Штаты Америки, если не считать русинской диаспоры, осевшей на американском континенте в разные годы. Тем не менее, Вашингтон пристально следит за русинской тематикой. США во многом играют роль интеллектуальной базы западного русинства, преследуя далеко идущие геополитические цели. В США действует Карпато-русинский научный центр, поддерживающий тесные связи с профессором Университета Торонто (Канада) Полом Магочием. Некоторые деятели русинского движения обвиняют П. Магочия в попытках «оседлать» политическое русинство и придать ему проамериканский вектор движения.







  • Лифты — проблема любого крупного города. К сожалению, неприятных, а порой и трагичных, ситуаций с лифтами становится все больше, и, по мнению С. Гриневецкого, этот вопрос заслуживает отдельного детального обсуждения…>>>
  • Еще в 2006 году Сергеем Гриневецким была выдвинута идея разработки Государственной программы спасения и развития одесских лиманов — Хаджибеевского, Куяльницкого, Большого Аджалыкского, Аджалыкского и Тилигульского. Этот проект получил самую широкую поддержку со стороны ученых, экологов, общественности…>>>
  • Изношенные сети — это проблема не только Одессы. Она уже давно обрела масштаб национального бедствия…>>>
  • На прошлой неделе были осуществлены работы по перезахоронению первых пяти могил с территории аварийного Григорьевского кладбища на новое место. 14 января для проверки качества выполняемых работ на территорию Южненского кладбища, куда и производится перезахоронение умерших, выехала инициативная группа, в состав которой входят родственники и близкие захороненных. Увиденное их поразило…>>>
  • Бахмачский районный суд Черниговской области приговорил судью одного из городских районных судов Сумской области к 5 годам лишения свободы с лишением права занимать определенные должности, связанные с отправлением правосудия на 3 года за получение взятки и вынесение заведомо неправосудного решения…>>>