Час пик
Быстрый переход:




Когда родился Иисус? | Страница 1




Когда же родился Иисус Христос? Простой, на первый взгляд, вопрос. Однако ответить на него не так просто, поскольку ни 25 декабря, ни 7 января не являются историческими датами рождения Иисуса Христа. Почему Рождество празднуется именно в эти дни?

Для ответа на этот вопрос следует углубиться в историю христианства. Первые три века существования христианства не было отдельного праздника рождения Христа. Было общее празднование Теофании (Епифании) или Богоявления, которым 6 января чествовалось и рождение Христа, и его крещение. Этот праздник символизировал также чудо в Кане Галилейской, воскресение Лазаря и некоторые другие события, которые свидетельствовали о пребывании Бога-Христа на земле. Конкретная дата рождения Иисуса никого особенно не интересовала.

Некоторые отцы Церкви, заинтересовавшиеся датой рождения Христа, приводили очень неожиданные данные. Среди них наиболее близка к нынешним датам позиция св. Епифана, который писал о 6 января. св. Ипполит Римский и св. Киприян считали, что это было в марте (25 или 28). А вот св. Климент Александрийский писал о 18 ноября. И подобный перечень можно продолжить. Если считать физиологически, то следует к 7 апреля (день Благовещения) прибавить 9 месяцев. Именно этим православные объясняют то, что Рождество празднуется ими 7 января. Однако можно считать и по-другому – праздник Благовещения определился отнятием от 7 января 9 месяцев.

Что же вынудило христиан определить точную дату рождения Христа? Как это ни удивительно – ересь. А именно арианство, сторонники которого утверждали, что Христос не был Богом, а талантливым и прекрасным человеком. За неоценимую помощь, которую Иисус оказал Богу-Отцу в деле спасения мира, благодарный мир и наделил Христа титулом «Божьего Сына», «усыновил его».

Арианство было осуждено Первым (Никейским) Вселенским собором 325 г. Однако, одно дело – осудить, другое – остановить его распространение. Выход из этой сложной ситуации следовало искать немедленно. И этот выход Папа римский Юлий II увидел в основании праздника рождения Младенца Иисуса и чествовании (создании соответствующего культа) рождения Бога на земле. Сложнее всего было избрать конкретный день. Идеально для этого подошел праздник Непобедимого Солнца, который «привез» в Рим в III столетии император Аврелий, провозгласивший Бога-Солнце главным покровителем Римской империи. Праздник быстро прижился и стал популярным в народе. На том уровне развития знаний о Вселенной и природе, уменьшение длительности дня всегда вызывало тревогу – победит ли Солнце темноту и холод? Счастливый день 25 декабря давал позитивный ответ – Солнце побеждает всегда.

И это выглядело логично даже с другой стороны – у Отцов Церкви и в самой Библии, канон которой был сформирован еще до введения отдельного праздника Рождества, есть очень много сравнений Иисуса со Светом, Солнцем: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. « (Иоанн 8:12). Иисус придет, чтобы «просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира. «. (Лука 1:79).

С IV века праздник начинает отмечаться в Риме. Другие христианские Церкви не сразу приняли нововведение, но оно начало распространять сначала на севере Африки (360 г.), затем в Испании (380 г.), в Антинохии (386 г.) в Константинополе, Иерусалиме и др. провинциях империи. В 535 г. император Юстиниан издал специальный декрет, которым провозгласил этот праздник государственным в Римской империи.

Формирование праздника Рождества повлияло на формирование и установление других важных праздников, зависимых от него, – Благовещения, Сретения, Рождества Иоанна Крестителя и т. д.

Еще один интересный аспект Рождества – именно этому празднику должна быть благодарна детвора за то, что взрослые начали более внимательно и снисходительнее относиться к ним. Особенность Рождества, как детского праздника, определилась деятельностью св. Франциска Ассизского, который акцентировал внимание именно на поклонении Младенцу Иисусу. Сейчас нам трудно представить, что в средневековой Европе детство заканчивалось после седьмого года жизни. Восьмилетние дети могли вступать в трудовые отношения, должны были отвечать перед законом как взрослые. Заслугой св. Франциска было и введение в 1123 г. в ритуал праздника мотива вертепа (кукольных представлений), который сразу стал популярным во всей Европе.








  • Народный депутат Сергей Гриневецкий за период своей деятельности в Верховной Раде с ноября 2007 года подготовил и направил 88 депутатских запросов…>>>
  • Изношенные сети — это проблема не только Одессы. Она уже давно обрела масштаб национального бедствия…>>>
  • Здравоохранению нужен прозрачный механизм финансирования. Прежде всего, нужно определить четкий перечень гарантированных государством медицинских услуг, например, неотложную медпомощь и помощь на первичном уровне. Может быть, стоит найти новые механизмы финансирования здравоохранения…>>>
  • Представителям Фемиды из Приморского райсуда Одессы мы посвятили не одну публикацию. Причем, как догадывается читатель, эти публикации были отнюдь не из самых приятных. Но, увы, «маємо те, що маємо». Причем, как правило, это — тотальное нарушение закона, с которым мы сталкиваемся всякий раз, чем и вызвано обилие наших публикаций…>>>
  • Если у вас захотят отнять жилье, не имея на то убедительных и документально подтвержденных оснований, совсем не обязательно, что вас защитит суд. Может случиться и наоборот: суд примет в производство дело, не имея никаких оснований для возбуждения производства. И вы проиграете в этом неправедном суде. А того факта, что судья наплевал и на ваши права, и на саму букву закона, никто не заметит. Ни в апелляционной инстанции, ни в Высшем суде. Называется это одним именем — произвол. Но это — не просто реалии наших будней. Это — «картинка с натуры»… >>>