Час пик
Быстрый переход:




Давно замечено: польский «патриотизм» возможен только за счет «поедания» соседних народов | Страница 1




В конце октября в Киеве прошел 41‑й Международный кинофестиваль «Молодость», открывшийся 22 октября фильмом «Варшавское сражение» Ежи Гофмана. Гендиректор кинофестиваля Андрей Халпахчи заявил, что «лента посвящена событиям 1920 года, когда армия маршала Юзефа Пилсудского остановила большевистское нашествие на Польшу, во главе которого был Лев Троцкий… Это очень масштабное кино». И ни слова о том, что конечной целью польского наступления на восток в 1920 году был, помимо прочего, захват всей Украины… Очень показательно в этой связи, что фестиваль в столице Украины открылся именно этой лентой…

Сценарий для своего последнего фильма «Варшавская битва» Ежи Гофман представил на суд профессионалов в декабре 2009 г. Тогда же было принято решение о привлечении в качестве консультантов ряда историков и реконструкторов. Сама идея будущей кинокартины нашла живой отклик у официальных лиц. Фильм был представлен сначала польской аудитории, а потом польские власти побеспокоились о том, чтобы ознакомить с ним иностранных зрителей. Сообщалось, что «Варшавскую битву» продемонстрируют в 21 кинотеатре Великобритании

Фильм Ежи Гофмана «Варшавское сражение 1920», посвященный событиям советско-польской войны 1920‑1921 гг., будет, безусловно, востребован на Западе. Прежде всего — в силу пропагандистского заряда антирусской направленности, который несет в себе эта лента… Об огромном пропагандистском потенциале кинематографа говорил еще В. И. Ленин, и в XXI в. кино остается мощным средством воздействия на массы. В премьерном показе фильма принимал участие президент Польши Бронислав Коморовский с супругой, а сам фильм 30 сентября вышел в большой прокат не только в Польше, но и за рубежом.

Как известно, советско-польская война носила ожесточенный характер. Красная Армия вела успешное наступление на западном направлении, сокрушая оборону белополяков, и дошла до Варшавы, где затем, однако, потерпела поражение и вынуждена была откатиться назад. Как результат — т. н. «кресы всходни», то есть территория Западной Белоруссии и Западной Украины остались под Польшей.

Поражение Красной Армии под Варшавой в польской историографии принято называть «чудом на Висле», имея в виду, что оно спасло Польшу от неминуемого краха. Тема советско-польской войны проходит красной нитью через всю польскую историографию, являясь отправной точкой польского патриотизма новейшего времени в его русофобском изводе. Дата Варшавского сражения — дата-символ, политико-психологическая веха, знак-выражение извечного (как считают поляки) противостояния защитницы западной цивилизации — Польши — и «русских варваров».

Основной посыл режиссера: «чудо на Висле» произошло благодаря полководческому гению Юзефа Пилсудского. Картина отнесена к историческому жанру, где есть все: лихие кавалерийские атаки, мужественные поступки главных героев и сцены романтической любви. Нет только всей правды о тех далеких событиях, ибо создание правдивой, действительно реалистичной картины в планы Ежи Гофмана не входило.

Давно замечено, что польский патриотизм возможен только за счет «поедания» соседних народов. Публицист Ян Юзеф Липский в статье «Две родины — два патриотизма» подверг эту позицию нещадной критике. Я. Липский, ветеран Армии Крайовой, был антисоветчиком, но он был еще и интеллектуалом. Почему для поляков самой большой трагедией Второй мировой является Катынь, а не многомиллионные жертвы на западном фронте? Ответ один: без русофобии нет польского патриотизма.

Этносоциолог Вильгельм Мюльман ввел такое понятие, как «этноцентрум». Этноцентрум — это осознание этносом самого себя в рамках пространства, где этот этнос обитает. Это форма этнического мышления, куда этносом включается все, что его окружает: от рельефа местности (горы, реки, леса) до высокодифференцированных понятий (государственная идея, войны, союзы, экономические связи, культурные и дипломатические контакты). Каждый этноцентрум стремится к тому, чтобы сохраниться нетронутым. Этноцентрум боится понятийного раскола, раздвоения, т. к. раскол этноцентрума означал бы раскол этнического самосознания и видоизменения внутренней жизни народа. Отношения поляков и русских тоже возможно описать в этносоциологических понятиях. Польский этноцентрум подсознательно ощущает мощь этноцентрума русских как более многочисленного имперского народа, к тому же народа не католического.







  • Малиновский район — не только колоритная Молдаванка, Промзона с крупнейшими предприятиями или типовая застройка «Черемушек». Это и пять поселков — Ленпоселок, Дзержинка, Сахарный — окраины, где жизнь отличается от ритма «большого города». Находясь в стороне от главных магистралей и оживленных улиц, не так заселенные, как спальные районы — эти места зачастую обделены вниманием властей…>>>
  • Через пять дней после принятия этого Закона, Верховная Рада, снова по инициативе Сергея Гриневецкого приняла Заявление «Безъядерному статусу Украины — реальные гарантии»…>>>
  • Когда в 2005 году мы шли на выборы в местные советы, мы первые подняли вопрос о Хаджибеевском, Куяльницком, Григорьевском, Тилигульском лиманах — вообще о системах лиманов вокруг Одессы и их критическом состоянии. На нас тогда смотрели с удивлением, дескать, «Зачем им это нужно?!». А мы понимали, зачем. Мы знаем, что представляет собой этот природный ресурс, какое это богатство, и как мы не умеем им нормально распорядиться…>>>
  • Представителям Фемиды из Приморского райсуда Одессы мы посвятили не одну публикацию. Причем, как догадывается читатель, эти публикации были отнюдь не из самых приятных. Но, увы, «маємо те, що маємо». Причем, как правило, это — тотальное нарушение закона, с которым мы сталкиваемся всякий раз, чем и вызвано обилие наших публикаций…>>>
  • Сознание человека в обществе потребления, блокирует любую информацию, в которой не заложен элемент материальной прибыли, проще говоря, «бесплатно размышлять» никто уже не будет, а вот за деньги, такие люди, согласны будут размышлять в любом указанном направлении. «Бухгалтерское мышление» — так удачно назвала этот феномен президент Литвы Даля Грибаускайте, разрушает общество, а ведь общество — это фундамент государства…>>>