Ускорение евразийской интеграции и Украина | Страница 1
Автор: Виктор Пироженко
Неделю назад в Москве президенты России, Белоруссии и Казахстана Дмитрий Медведев, Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко подписали декларацию о евразийской экономической интеграции — «дорожную карту» интеграционного процесса, конечной целью которого провозглашается создание Евразийского Экономического Союза. Лидерам был представлен также Договор о Евразийской экономической комиссии — новом наднациональном органе, который будет руководить всеми интеграционными процессами.
«Вообще, наднациональные органы Евразийского Экономического Союза, которые должны быть сформированы к 2015 году, получат 175 национальных полномочий России, Белоруссии и Казахстана», — заявил на пресс-конференции по итогам трехсторонней встречи в верхах президент Казахстана Н. Назарбаев.
Сами президенты и эксперты оценивают происшедшее 18 ноября, как важнейшее историческое событие не только для этих трех стран, но и для всего мира.
Президент РФ после церемонии подписания документов, посвященных созданию Евразийского Экономического Союза, заявил, что это объединение определит будущее России, Белоруссии и Казахстана. Президент Белоруссии Александр Лукашенко убежден, что создание ЕАЭС, который предполагает свободное передвижение товаров и услуг между Россией, Белоруссией и Казахстаном, предотвратит так называемые «торговые войны». «Если созреют предпосылки, будем двигаться быстрее. Не будем забегать вперед, не будем суетиться, но если сможем, будем двигаться быстрее», — сказал Д. Медведев в на пресс-конференции по итогам переговоров руководителей России, Белоруссии и Казахстана.
К сожалению, пока евразийский интеграционный процесс проходит без участия Украины, присутствие которой 18 ноября на подписании документов об учреждении ЕАЭС было бы совершенно логичным. Но, в конечном счете, после объединения трех государств на постсоветском пространстве в Таможенный Союз, именно Украина больше нуждается в евразийской интеграции, чем Таможенный Союз в Украине. Для украинских властей, которые пытаются интегрироваться в ЕС с помощью соглашения об ассоциации и закрепления в нем гарантий членства, ситуация становится все более неопределенной. Так, «Зеркало недели», пользуясь своими источниками и с украинской, и с европейской сторон сообщает, что парафирование документа об ассоциации на встрече в верхах 19.12 «не исключено, но маловероятно». «Еще одна причина, — пишет газета, — заставляющая европейскую сторону думать об отсрочке парафирования, — это исчезновение чуть ли не последнего рычага из и без того эфемерного арсенала инструментов влияния на украинскую власть».
Реализация евразийского интеграционного проекта и наращивание экономической мощи его участников, безусловно, приведет к геополитическим сдвигам мирового масштаба. Составляющие геополитического влияния будущего ЕАЭС будут лежать не только в экономической плоскости, но в политической, военной и, как представляется, в ценностно-идеологической плоскостях. Намек на военно-политическую составляющую деятельности ЕАЭС сделал Н. Назарбаев на совместной пресс-конференции 18 ноября, когда президент Казахстана говорил о перспективах Евразийской Ассамблеи — как прообразе общего парламента и общем оборонном пространстве.
Успех евразийского интеграционного объединения, тем более создание общих оборонных структур, очевидно, станет привлекательным и для его соседей, причем не обязательно из бывшего СССР.
Данное соглашение выявило новую устойчивую тенденцию — интеграцию ядра постсоветского пространства, каковым являются наиболее сильные республики бывшего СССР — РФ, Белоруссия и Казахстан. Тот факт, что они находятся на сопоставимом уровне социально-экономического развития, что у них совпадающие в целом черты ментальности и образа жизни, дает высокий шанс на успех данного интеграционного проекта.