Час пик
Быстрый переход:




Нет больше таких стран на свете, как Беларусь! | Страница 2

Автор: Беседовала Ольга Медведева






Корр. Какие Ваши впечатления от положения дел в области религии сегодня в Беларуси?

— Конфессиональная раскладка в Беларуси интересна и своеобразна. Внутри одной белорусской нации существуют различные конфессии. Есть православные белорусы, белорусы-католики и белорусы-протестанты. Люди тут не рождаются в определенном вероисповедании, подобно тому как, например, всякий русский считает себя православным (даже если он ничего не знает о православной вере, о том, какие обязательства она накладывает). В моем народе — такое же восприятие религии. А вот белорус не назовется католиком или православным, если он не имеет никакого отношения к реальной религиозной жизни. Это интересная особенность, которую сами белорусы, быть может, и не осознают. Возможно, поэтому в белорусском обществе уважительное отношение к религии. К верующим (неважно, какого вероисповедания) относятся с глубоким уважением. Вот, например, ко мне не раз обращаются с просьбой: «Батюшка, благословите!» Отвечаю: «Не батюшка я, а раввин, еврей-раввин». «Все равно — благословите!» Почему бы и нет? Говорю: «Желаю здоровья, побольше детей — пусть Бог помогает!».

Кстати, отношения между людьми разных вероисповеданий тоже весьма дружелюбные. Очень приятная атмосфера, но те, кто все время здесь живет, вряд ли обращают на это внимание — точно так же, как они мало обращают внимание на то, какая прекрасная у них в стране питьевая вода.

Корр. На Вашей визитке написано, что Вы — раввин, но Вы говорите, что не занимаете раввинской должности. Что это означает, и кто сегодня называется раввином?

— Объясню на израильском контексте, кого называют раввином. Во-первых, там словом «рав» величают любого религиозного еврея, который занимает какую-либо важную должность. Например, всех депутатов Кнессета от религиозных партий называют раввинами, хотя далеко не все они соответствуют такому титулу. Раввинами также называют всех, кто имеет должность в учреждениях раввината. В еврейском же народе испокон века называли словом «рав» или «рэбэ» тех, кто связан с религиозными отправлениями — например, выполняющих обрезание новорожденных, или тех, кто осуществляет кошерный забой скота, или тех, кто учит детей Торе. Наконец, собственно раввином называется человек, получивший свидетельство «смиха» (рукоположение) от других раввинов в том, что он может в определенных пределах указывать другим евреям закон Торы. Раввин — это не сан. У евреев нет священнослужителей. Священнослужители были в Храме, но Храма нет уже две тысячи лет. Раввин — это определенный статус человека, знающего Законы Торы. Кроме того, раввин — это тот человек, который возглавляет религиозное учебное заведение или общину. Само собой понятно, что такой человек будет иметь раввинскую «смиху».

Корр. Смиха имеет какое-то документальное подтверждение?

— Да, как правило, это текст, подписанный известными раввинами. В разных странах этот документ не идентичен. Есть и особый текст, подтверждающий право раввина заседать в раввинском суде — это уже особый уровень знаний.

Я имею соответствующее образование и т. н. обычную раввинскую смиху, а раввинской должности не занимаю. В Израиле я работал в системе раввината, раввинской должности официально не занимал, но выполнял добровольно функции раввина среди горских евреев того места, где я жил. Смиху же я получил за год до моего возвращения в Беларусь.

Корр. А чем Вы вообще интересуетесь?

— Меня всегда интересовала история разных общин моего народа и еврейские языки. Много лет я разрабатываю исследование про этнические корни и пути расселения евреев на землях Беларуси и Украины. Пришел к неожиданному выводу: основная масса евреев, исторически живших на землях Беларуси и Украины — это потомки вавилонской диаспоры, а не тех, кто пришел сюда из Западной Европы, как принято считать. Таким образом, можно сказать, что евреи живут на территории Беларуси не 400 и не 600 лет, а минимум 1000. Они поселились на этих землях в период формирования восточнославянских народов.







  • По самым скромным подсчетам только в Одессе в общежитиях проживает порядка 60 тысяч человек. Причем живут они не в лучших условиях, зачастую с риском вообще остаться на улице. И такие случаи бывают…>>>
  • Одним из важнейших вопросов законотворческой деятельности народного депутата Сергея Гриневецкого стал вопрос об обеспечении граждан жильем…>>>
  • Сергей Гриневецкий в своей деятельности уделяет особое внимание Придунавью. Еще в бытность С. Гриневецкого губернатором Одесской области, по его инициативе КМУ в 2004 году утвердил Комплексную программу развития Украинского Придунавья, которая обеспечивала качественное развитие региона. К сожалению, «оранжевое» руководство страны игнорировало интересы страны в Придунавье, и о Программе «забыли»…>>>
  • Украинский суд, как показывает практика, — не просто самый несправедливый в мире. Он еще и проявляет завидный правовой нигилизм. То есть сам суд, как бы призванный строжайшим образом следить за соблюдением законов, на эти же нормы закона банально плюет…>>>
  • Неся бремя объективного аналитика и наблюдателя за нашей судебной системой, мы все чаще приходим к печальному выводу, что «черные мантии» — главные фигуранты в сомнительных делах, когда права человека растаптывают, буква закона попирается, а судебное решение несовместимо с понятием справедливости. «Раздутый миф» об «успехах» реформирования судебной власти является ярчайшим примером подлинного кощунства по отношению к праву в целом и его судебной системе, в частности. Классический тому пример — дело Н. Х. Кошура…>>>