Час пик
Быстрый переход:




115 лет назад родился Валентин Катаев | Страница 2

Автор: Виталий Орлов, старший преподаватель ОНУ им. Мечникова






Говоря о Валентине Катаеве, я позволю себе небольшую цитату:

«Московский международный турнир 1925 года имел огромнейшее агитационное значение. Турниром был дан мощный толчок шахматному движению в СССР. Просмотрите комедию «Шахматная горячка», сделанную во время турнира, и право же там нет особых преувеличений. Казалось, что в шахматы играет вся Москва. Росли кружки на фабриках, заводах, в школах, тысячи неофитов с волнением делали свой первый шахматный ход: е2 — е4».

Эти мысли принадлежат писателю Варламу Шаламову, который начинал свой путь в литературу именно с шахматной темы, а комедия, на которую он ссылается, была создана по сценарию именно Валентина Катаева.

Тот самый турнир 1925 года охватил, казалось бы, души и умы всего населения столицы. Увлеченные москвичи играют везде. Но есть не пораженная шахматным «вирусом» девушка, у которой из-за шахмат возникает серьезный конфликт с молодым человеком. Он настолько увлечен шахматами, что пропускает свою собственную свадьбу. Только благодаря ее случайной встрече с тогдашним чемпионом мира Хосе-Раулем Капабланкой, роль которого в фильме исполняет... сам Капабланка, в стране стало на одну семью больше, а шахматы приобрели еще одну поклонницу. Помимо Капабланки режиссеры фильма привлекли еще ряд мировых шахматных звезд того времени, среди которых Карлос Торре, Фрэнк Маршалл, Фредерик Ейтс и Рихард Рети.

 

Оригинальный советский спектакль-обозрение

 

«Спят медведи и слоны.

Дяди спят и тети.

Все вокруг спать должны, Но не на работе».

Многие из нас наверняка слышали эту колыбельную, которую нам пели папы и мамы, когда мы были совсем малышами, пожалуй, такими, как темнокожий мальчуган, которого передают из рук в другие, добрые, руки зрителей цирка. Цирка, который дал название фильму режиссера Григория Александрова, вышедшему на экраны Советского Союза 25 мая 1936 года.

Фильму же предшествовала театральная постановка пьесы «Под куполом цирка», премьера которой прошла 23 декабря 1934 года в московском театре Мюзик-Холл. Критика охарактеризовала ее как удачную попытку создать оригинальный советский спектакль-обозрение, попытку вытеснить из репертуара московского Мюзик-Холла буржуазные традиции.

Успех пьесы был таков, что тройка авторов написала на ее основе сценарий, а режиссер Г. В. Александров поставил кинофильм «Цирк». Однако во время съемок, когда Ильф и Петров находились в Америке, режиссер без их ведома внес в сценарий ряд поправок. Вернувшиеся в конце февраля 1936 года писатели, узнали о том, что съемки картины уже закончены, оставался только монтаж. Что-либо менять было поздно. Оставалось одно — убрать из титров упоминания о сценаристах. Что и было сделано по их просьбе.

 

Белеет парус одинокий

 

В 1936 году вышла в свет повесть Катаева «Белеет парус одинокий», положившая начало целой тетралогии. Повесть сразу же заинтересовала кинорежиссера Владимира Легошина, который в 1937 году поставил по ней одноименный фильм. Катаев лично написал сценарий и принимал активное участие в работе над фильмом. Он утвердил кинопробы, ездил в Одессу для уточнения мест съемок, рассказывал о происшествиях, которым был очевидцем за тридцать лет до этого, в общем, являлся главным консультантом режиссера.

В своем творчестве Валентин Петрович Катаев затрагивал самые разные сферы человеческого бытия. В его книгах мы читаем о революции и войнах, видим колоритный ряд персонажей, вспомним хотя бы того же Гаврика Черноиваненко или мадам Стороженко.

Говоря о «Волнах Черного моря», можно однозначно сказать, что Катаев очень ярко, незабываемо описал колорит одесского социума. Возможно, лучше, чем Исаак Бабель, памятник которому появился в нашем городе в минувшем году. А вот памятника Катаеву — нет… Однако, осмелюсь сказать, намного более ярким, более говорящим памятником Валентину Петровичу стала композиция «Петя и Гаврик», расположенная в центре Одессы, о чем я написал в начале.







  • «Заработная плата — мерило уважения, с которым общество относится к данной профессии». Возможно, этот афоризм американской активистки движения за социальные права в США Джонни Тиллмон и справедлив для стран с развитой рыночной экономикой, но в украинских реалиях он вряд ли найдет подтверждение на практике…>>>
  • Совершенно очевидно, что действующая система управления дает очень серьезные пробуксовки, очень много бюрократии. И «его величество бюрократ» — он становится почвой для коррупции и барьером в диалоге власти и населения…>>>
  • По просьбам одесситов мне неоднократно приходилось выступать с депутатскими обращениями по вопросам работы ЖКХ к органам власти, как центральным, так и местным. И вывод, к которому я пришел, очевиден. Главная задача — сформировать такие условия, когда коммунальные предприятия сами будут бороться за своего потребителя, стремясь предоставить ему качественные услуги…>>>
  • Страсти кипят вокруг главной отечественной сиделицы. Восторженные фанаты исступленно требуют ей свободы. Того же домогаются зафрахтованные зарубежные борцы за демократию в Украине. Даже циклические изменения в самочувствии VIP-заключенной ставятся в вину «преступной власти»… На самом же деле циркачам и шоуменам нашей общественной жизни глубоко безразличны права человека, его свободы и сама свобода. Если, конечно, это не касается их самих и их подельников…>>>
  • Бахмачский районный суд Черниговской области приговорил судью одного из городских районных судов Сумской области к 5 годам лишения свободы с лишением права занимать определенные должности, связанные с отправлением правосудия на 3 года за получение взятки и вынесение заведомо неправосудного решения…>>>