«Современного искусства» на самом деле не было. А был проект ЦРУ в политических целях… | Страница 2
Автор: Франсес Стонор Сондерс, «Индепендент»
Следующий шаг был сделан в 1950 году, когда был учрежден Отдел по общественным организациям под начальством Тома Брэйдена. Именно этот отдел субсидировал появление мультипликационной версии произведения Джорджа Оруэлла «Скотный двор», американских джазменов, артистов оперы и международное турне Бостонского симфонического оркестра. Агенты этого отдела проникли на киностудии, в издательства и даже подвизались под видом журналистов-путешественников в знаменитом издательстве «Фодор», специализировавшемся на туристической тематике. И, как мы знаем сегодня, эти же люди продвигали авангардное анархическое направление — абстрактный экспрессионизм.
Сначала были предприняты открытые попытки поддержать американское искусство. В 1947 году. Госдеп профинансировал международное турне выставки «Продвигая американское искусство» с целью опровергнуть бытовавшее в СССР мнение, что Америка — это пустыня без культуры. Но сама выставка вызвала неприятие на родине, что и заставило Трумэна произнести фразу о готтентоте, а одного из американских сенаторов сказать: «Какой же я тупой американец, если мои налоги идут на оплату выставок подобного хлама». Турне было приостановлено.
Перед правительством США встала дилемма. Это филистерство, помноженное на истерические крики сенатора Маккарти, что все, что авангардно и не традиционно, нужно отвергать, очень мешало. Ведь эти слова опровергали теорию о том, что Америка была культурно богатой демократической державой. Те же причины помешали Америке окончательно закрепить сдвиг культурного превосходства из Парижа в Нью-Йорк в 1930‑х. Для разрешения дилеммы привлекли спецов из ЦРУ.
Взаимосвязь между этими событиями не такая уж и странная. Новый отдел был укомплектован выпускниками Йеля и Гарварда, которые в свободное время писали романы и коллекционировали картины. Отдел был этакой гаванью либерализма среди политического мира Маккарти и замашками ФБР при Эдгаре Гувере. Только в ЦРУ интересовались собраниями произведений ленинистов, троцкистов и пьяниц из Нью-йоркской школы поэзии.
Дональд Джеймсон, бывший офицер ЦРУ, впервые нарушил молчание, заявив, что управление рассматривало абстракционистов как политических попутчиков: «Если бы я мог сказать, что абстрактный экспрессионизм выдуман ЦРУ, чтобы посмотреть, что будет твориться завтра в Сохо и Нью-йоркской школе поэзии! Но в реальности мы только узрели разницу в том, что абстрактный экспрессионизм отражал социалистический реализм как надуманную форму искусства, более жесткую и негибкую, чем кажется на первый взгляд. И мы использовали эти моменты во время выставок. Нам помогало то, что Москва жестко отрицала любые формы нетрадиционного искусства. То, что она отрицала, мы поддерживали разными способами».
ЦРУ позаботилось, чтобы о его роли в поддержке авангардистов левых взглядов никому не было известно… Посредником выступал конгресс за свободу культуры, куда входили поэты, историки, интеллектуалы, писатели, художники, курируемые агентами ЦРУ.
ЦРУ выступало как защитник культуры от нападок Москвы и ее союзников на Западе. Конгресс открыл свои представительства в 35 странах и издавал более 24 журналов.
Через Конгресс ЦРУ продвигало незаметно свои идеи в среде художников, творивших в жанре абстрактного экспрессионизма.
Организовывались выставки, в журналах обсуждались проблемы американского искусства в нужном для ЦРУ ракурсе, но никто, включая самих художников, не был тем, кто действительно задавал нужное направление.
На выставки требовалось много денег, поэтому в игру были вовлечены миллионеры и музеи. Один из них — Нельсон Рокфеллер, чья мать была учредительницей Музея современного искусства в Нью-Йорке. Рокфеллер, по его словам, был президентом «мамочкиного музея», и поддерживал абстрактный экспрессионизм, называя это течение «живописью свободного жанра». Его музей заключил с Конгрессом договор о проведении наиболее важных выставок.