Час пик
Быстрый переход:




Главная проблема румынского этнического сознания — культурная неопределенность | Страница 1

Автор: Владислав Гулевич




Румыния — ближайший сосед Украины, алчно жаждущий ее территорий. Будучи такой близкой географически, Румыния остается для нас, по-прежнему, далека. Мы знаем больше о Польше, Венгрии или Чехии, но почти ничего — о Румынии. Тем более что идеология Великой Румынии, исповедуемая Бухарестом, вызывает желание еще больше отмежеваться от неспокойного соседа.

Между тем, история Румынии — это «белое пятно» и для самих румын, а исследования этногенеза румын является одной из наиболее сложных проблем румынской и мировой историографии. Источники о раннем периоде существования румынского народа крайне скудны, и точного ответа на вопрос, когда и где появились первые румыны, пока не найден. Можно только с уверенностью утверждать, что древние влахи — предки современных румын и молдаван. Но этого явно недостаточно для более конкретного объяснения. Существует сразу несколько версий, но научная полемика по этому поводу крайне затруднена из-за политизованности данного вопроса. А поскольку направление официальной историографии придают политические элиты, современная румынская история превратилась в мусорный бак, где хранится все самое русофобское.

В военной доктрине Бухареста Москва значится врагом №1, т. к. именно Москва может помешать воплощению в жизнь великорумынской концепции. Ни Лондон, ни Вашингтон, ни Варшава о судьбе украинских территорий задумываться не будут. Москва будет. Поэтому Бухаресту на руку вялое и пассивное поведение Киева в сфере военно-политического сотрудничества с Кремлем. И дабы отвадить румынских граждан от пророссийских симпатий, Бухарест изображает русских в виде любителей геноцида и искоренения всего румынского.

Но настоящая история говорит о том, что связи между румынами и славянами издревле были довольно крепкими. Особенно это заметно в культуре. Так, славянское влияние в румынском языке прослеживаются на всех языковых уровнях. Славяне оказали на румынский язык гораздо более мощное влияние, чем иллирийцы — древнее население Балкан. Проводником славянского влияния долгое время служил также церковнославянский язык, употреблявшийся как язык богослужения в православных церквях Валахии (Румыния), а также кириллица, на основе которой зародилась и долгое время существовала румынская письменность. И только в 1800‑х гг. зарождается предельно политизированное прозападное течение в румынской культуре, представители которого требовали очистить язык от славянских напластований. Заметьте, только от славянских! Заимствования из европейских языков не считались зазорным. Прослеживается явный комплекс неполноценности тогдашней румынской интеллигенции, пытавшейся хоть боком, хоть задом втиснуться в лоно западной цивилизации.

На данный момент румынская разговорная речь не менее чем на 20 процентов состоит из славянизмов. Лингвистические «клизмы» румынскому языку не помогли, т. к. все равно не приводили к изменению фонетики и грамматики, которая сохраняет следы существовавшего здесь в IX—XII веках славяно-романского двуязычия. Об этом говорит топонимика Румынии. Чернаводэ, Думбрава, Рускова, Холод, Липова — в этих названиях явно слышна славянская речь. Да и латиницей румыны стали писать лишь с XIX века.

Особенно тесная историческая связь прослеживается у славян с молдаванами. Бухарест доказывает, что молдаване — часть румынского народа, а молдавский язык — ославянившееся отпочкование румынского языка.

А, может, наоборот?

Ион Друцэ — известный молдавский драматург, говорил: «Языком Румынии и Молдавии является молдавский (!) язык. Это бабушка современного румынского языка». Ведь когда Румынии, какой мы ее знаем, еще не было на карте, молдавские княжества тяготели к Руси, а Молдавию в Средневековье иногда называли Русовлахией, т е. русской Влахией или Влахией, расположенной у самых границ Руси. Трансильванию, находившуюся под венгерским владычеством, называли Унгровлахией. Первый господарь независимого Молдавского государства (правил в 1359—1365 годах) Богдан І добился независимости Молдавского княжества, противостоя натиску поляков и золотоордынцев — давних противников Руси. В более поздние годы молдаване не раз сражались с поляками, пытавшимися подчинить Молдавию. В результате неоднократной перекройки границ и миграционных потоков многие молдаване оказались на территории Польши. И, как православные, подвергались давлению со стороны католического клира.







  • Мы живем в самом прекрасном городе на земле — Одессе. Ее воспевают поэты и художники, им восхищаются гости города. Но есть еще Молдаванка и Ближние Мельницы, Ленпоселок и Бугаевка, другие микрорайоны, где не всегда из кранов идет вода, где улицы в дождь превращаются в бурные реки, где далеко не всегда есть то, что называют «благами цивилизации»…>>>
  • Народный депутат Сергей Гриневецкий за период своей деятельности в Верховной Раде с ноября 2007 года подготовил и направил 88 депутатских запросов…>>>
  • В качестве первого заместителя председателя Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Гриневецкий инициировал ряд законов и депутатских запросов, направленных на улучшение социальной защиты военнослужащих…>>>
  • Представителям Фемиды из Приморского райсуда Одессы мы посвятили не одну публикацию. Причем, как догадывается читатель, эти публикации были отнюдь не из самых приятных. Но, увы, «маємо те, що маємо». Причем, как правило, это — тотальное нарушение закона, с которым мы сталкиваемся всякий раз, чем и вызвано обилие наших публикаций…>>>
  • Мы продолжаем заниматься проблемой жильцов ведомственных домов и общежитий, которую поднял народный депутат, первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Гриневецкий в своем депутатском запросе к Премьеру Николаю Азарову…>>>