Периодическая система мирового капиталистического развития | Страница 2
Источник: Александр Айвазов, «Война и мир»
Но бурное развитие Японии на рубеже 1980‑90‑х гг. удалось затормозить США, использовавшим свою гегемонию в мировой экономике и находившихся в тот период в фазе «прекрасные времена» по определению Арриги. А вот развитие Китая американцам затормозить не удастся, т. к. мировая экономика в 2008 г. вошла в фазу терминальных по определению Дж. Арриги, т. е. финишных кризисов Американского цикла накопления. И на смену единого центра мирового развития в лице США, господствовавшего после Второй мировой войны и осуществлявшего последние 20 лет свою гегемонию на основании доктрины «Вашингтонского консенсуса», в ближайшее время придет новая форма организации мирового сообщества, сформулированная Дж. Рамо в доктрине «Пекинского консенсуса».
В основе этой доктрины лежит признание необходимости построения нового мирового порядка на базе общей экономической взаимозависимости всех государств мира, но при соблюдении их политических и культурных различий, что в корне отличается от односторонности американской политики «Вашингтонского консенсуса».
Более того, доктрина «Пекинского консенсуса» предполагает признание необходимости согласования развития отдельных государств с потребностями определенного региона, что входит в явное противоречие с единообразными предписаниями «Вашингтонского консенсуса», применявшимися для всех стран, независимо от уровня их социально-экономического развития, а также от их культурных и цивилизационных различий. Исторический период гегемонии США и «Вашингтонского консенсуса» подошел к своему логическому завершению. И терминальные кризисы, не имеющие разрешения в рамках данной модели экономического развития, уже начались с кризиса ПЕРЕПРОИЗВОДСТВА 2008‑2009 гг., за которым последуют кризисы ПЕРЕПРОИЗВОДСТВА в 2012‑15 гг. и в 2017‑18 гг. Эти терминальные кризисы и поставят окончательную точку в развитии неолиберальной модели, господствовавшей в мировой экономике с 1980‑х гг.
«Кризисы ПЕРЕПРОИЗВОДСТВА, — по определению Дж. Арриги, — происходят тогда, когда владельцы капитала так успешно повышают конкурентное давление на труд, что реальные зарплаты не могут повышаться столь же быстро, как растет производительность труда, поэтому спрос не растет вместе с предложением». Но, по мнению Дж. Арриги, НЕОБХОДИМО РАЗЛИЧАТЬ КРИЗИСЫ ПЕРЕПРОИЗВОДСТВА И КРИЗИСЫ СВЕРХНАКОПЛЕНИЯ, которые происходят потому, что в результате бурного экономического роста образуется такой переизбыток капитала, стремящийся быть инвестированным по имеющимся каналам торговли и производства, что конкуренция владельцев этого капитала приводит к постоянному падению нормы прибыли, т. е. делает это производство нерентабельным. И капиталистам поневоле приходится сокращать свое производство, дабы избежать убытков, а многие при этом оказываются банкротами. В поисках выхода из кризиса СВЕРХНАКОПЛЕНИЯ капитал уходит из производства в финансовую сферу и начинается период финансовой экспансии.
Кризисы сверхнакопления
В конце 1960‑х гг. США и другие развитые страны оказались именно в таком кризисе СВЕРХНАКОПЛЕНИЯ. «Кризисы СВЕРХНАКОПЛЕНИЯ приводят к продолжительным периодам финансовой экспансии, — утверждает Дж. Арриги, — которая, если перефразировать Шумпетера, дает средства для оплаты, необходимые для направления экономической системы по новому руслу… В Великобритании конца XIX века, или в США конца ХХ века, «вслед за периодом роста… и накоплением большего объема капитала, чем можно прибыльно реинвестировать по обычным каналам, финансовый капитализм оказался в таком положении, когда готов был доминировать, по крайней мере, в течение некоторого времени, над всеми видами деятельности делового мира (Ф.Бродель)».