То, что «лечение не лечит, а калечит», во многом правда! | Страница 1
Источник: «Женский центр»
Далеко не всем читателям памятно имя Жоржа Кювье, хотя оно и входит в школьную программу по биологии. Этот великий и незаслуженно подзабытый ученый открыл законы не менее важные, чем сформулированные Дарвином, хотя Дарвин отчаянно лгал... Один из главных — закон «упражнения и не упражнения органов» — лег в основу сравнительной анатомии. Слегка вульгаризируя терминологию, суть этого закона можно выразить очень просто — «то, что не работает — умирает». Кювье рассматривал этот закон в эволюционном аспекте, оперируя веками и тысячелетиями. Сейчас ясно, что закон действует и на других отрезках времени, сопоставимых с продолжительностью жизни клетки и организма. Самый простой пример — расположение костных балок в пяточной кости. Закладываются они у всех одинаково, но затем их расположение будет зависеть от характера работы (стоячая или сидячая). Неработающие разрушатся, образуются новые.
Обратимся к медицине. По одному из ее определений (с моей точки зрения самому точному), «медицина — это биология больного организма». А так как «здоровье» понятие сугубо философское и идеальное, и абсолютно здоровых людей не бывает, то это определение касается всех нас. Как наука биологическая, медицина не может не подчиняться законам биологии. В том числе и законам Кювье.
Несмотря на весь свой консерватизм, практикующие врачи во многих случаях это уже поняли. Так, например, если в 50‑е годы больного после инфаркта заставляли 21 день лежать на спине, то сейчас уже на 5 день разрешают вставать, мотивируя это тем, что сердце должно тренироваться (по Кювье — упражняться).
Поговорим о так называемой «заместительной» терапии. В нашем организме многие органы что-то производят и выделяют созданный продукт в окружающую среду (кровь, лимфу, кишечник и т. д.). Процесс регулируется по принципу отрицательной обратной связи. То есть, если в среде продукта много, то его производство прекращается. Причем абсолютно неважно — собственный это продукт или введенный извне. Если избыток продукта длителен по времени или систематичен, то его производство может вообще прекратиться. Неработающий орган теряет свою функцию.
Рассмотрим конкретные примеры. Печень производит спирт (30 спирт. ед. ежедневно). Допустим, что беременная женщина ведет светский образ жизни и ежедневно потребляет алкоголь на раутах, приемах и прочих фуршетах. Система производства собственного алкоголя в организме носимого ею ребенка не формируется. В последующем весьма вероятно, что он станет алкоголиком.
Мозг производит эндорфины — это вещества с морфиноподобным действием. Они уменьшают чувство боли и создают состояние умиротворенности. Предположим, что морфин или вещества подобные ему по структуре по каким-либо причинам поступают извне. Собственный синтез может прекратиться раз и навсегда. Вот вам и морфинизм. Он может развиться и у мамы, и у плода.
У малыша потничка: Он беспокоится, плохо спит, не дает маме покоя. Опытная соседка советует: «Помажь «оксикортом», и все пройдет». Действительно, проходит, но стероидные гормоны, входящие в «оксикорт», подавляют работу коры надпочечников малыша.
Женщина недавно родила и, боясь снова забеременеть, начинает по собственному усмотрению использовать гормональные контрацептивы. Ее собственная, еще не пришедшая в норму половая система бунтует, и последствия, в виде нарушений обмена веществ, бывают очень тяжелыми.
В некоторых ситуациях (орган болен, не хватает строительного материала, орган не получает нужных сигналов и т. д.) продукта производится недостаточно, что приводит к какому-то заболеванию. Частенько в этих случаях врач вынужден назначать «заместительную» терапию, вводя нужный продукт.