Час пик
Быстрый переход:




Коренной народ — в положении изгоев | Страница 1

Автор: Владислав Гулевич




Копты — древнее исконное население Египта, чья история восходит своими корнями к эпохе египетских фараонов. После завоевания Египта арабами в VII в. этноним «египтянин» не имел хождения, и местное население для арабских пришельцев было «коптами». Сегодня они составляют 10 процентов от более чем 80‑миллионного населения страны. Еще около полумиллиона коптов насчитывается в Эфиопии. Численность зарубежной коптской диаспоры составляет около одного миллиона, из них 100 тысяч — в Соединенных Штатах и Канаде.

Копты — представители одной из самых древних христианских церквей. Большинство коптов принадлежат, главным образом, к Коптской православной церкви. Еще около 170 тысяч коптов являются приверженцами католичества и принадлежат к Коптской католической церкви.

Конфессиональный вопрос в Египте всегда вращался вокруг отношений коптов с превалирующим мусульманским окружением. Копты практически не представлены в высших эшелонах египетской власти. Единственным политиком коптского происхождения с мировым именем был 6‑й Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали (Бутрос — арабский вариант имени Петр). В экономической сфере копты представлены более внушительно, что часто служит дополнительным фактором напряжения между исламской и христианской общиной Египта. Официальный Каир особого расположения к коптскому меньшинству не питает, поэтому периодически власти пытались канализировать социальное недовольство в область межконфессиональных отношений, способствуя возникновению конфликтных ситуаций в коптско-мусульманской среде. Последний раз об этом сообщалось во время «арабской весны», прокатившейся и по Египту. Тогда копты понадеялись, что со сменой власти изменится и отношение к египетским христианам, и ожидали принятие т. н. закона о молельных домах, согласно которому процедура регистрации коптских общин была бы облегчена, и предусматривалась уголовная ответственность за дискриминацию по религиозному и расовому признакам. Однако никаких изменений не произошло, в стране вновь начались столкновения на религиозной почве, в ходе которых официальные египетские СМИ, однозначно, поддержали радикально настроенную исламскую молодежь, выступавшую с откровенно экстремистскими лозунгами.

Определенные попытки загладить коптско-мусульманские конфликты власти все же предпринимают, но ограничиваются паллиативными мерами, не способными существенно повлиять на уровень межконфессиональной безопасности. Понимают это и копты. Согласно данным из открытых источников, с марта 2011 г. более 93 тыс. коптов выехали из страны (в основном, в США, Австралию и Канаду). По некоторым прогнозам, к концу 2011 г. эта цифра достигнет 250 тыс. При этом западные правозащитные организации, как правило, хранят молчание или отделываются вялыми комментариями. Происходит это в силу давних союзнических отношений между Каиром и Вашингтоном. Стратегически важное положение Египта заставляет коллективный Запад закрывать глаза на ужесточение подхода к решению коптского вопроса со стороны официального Каира, активизацию исламских радикалов в регионе и их не безуспешные попытки проникнуть во власть. Следует отметить, что христианско-мусульманское противостояние — общая проблема многих ближневосточных государств. Христиане бегут из Сирии, Ирака, Саудовской Аравии. Зачастую эти проблемы оказываются вне сферы внимания мирового сообщества. Правительства исламских государств, где, как известно, проблем с рождаемостью не наблюдается, эмиграции не препятствуют, и особенно поощряют отток христианского населения в целях достижения окончательного перевеса мусульман над христианами.

Коптская община Египта переживает сегодня нелегкие времена. Самый тяжелый период идеологического кризиса постиг коптов в 1950‑х: только с 1946 по 1956 гг. ислам приняли около 50 тыс. коптов. Параллельно с этим имело место падение авторитета коптских священнослужителей, наблюдался рост пренебрежительного отношения коптской молодежи к церковным устоям. Отчасти это было связаны с проводившимися тогда в государстве реформами либерального толка, которые привнесли мировоззренческий хаос в умы египтян. Тогда коптам удалось «повернуть время вспять», остановить духовный распад своей общины, очистить церковные обряды от наносных и чуждых элементов, занесенных в богослужебную практику в ходе попыток реформировать коптскую церковную службу на протестантский лад. За прошедшие с момента кризиса 40 лет нравственный авторитет коптского клира значительно вырос, и факты обращения этнических коптов в ислам сегодня немногочисленны.







  • Через пять дней после принятия этого Закона, Верховная Рада, снова по инициативе Сергея Гриневецкого приняла Заявление «Безъядерному статусу Украины — реальные гарантии»…>>>
  • По просьбам одесситов мне неоднократно приходилось выступать с депутатскими обращениями по вопросам работы ЖКХ к органам власти, как центральным, так и местным. И вывод, к которому я пришел, очевиден. Главная задача — сформировать такие условия, когда коммунальные предприятия сами будут бороться за своего потребителя, стремясь предоставить ему качественные услуги…>>>
  • Изношенные сети — это проблема не только Одессы. Она уже давно обрела масштаб национального бедствия…>>>
  • Украинский суд, как показывает практика, — не просто самый несправедливый в мире. Он еще и проявляет завидный правовой нигилизм. То есть сам суд, как бы призванный строжайшим образом следить за соблюдением законов, на эти же нормы закона банально плюет…>>>
  • «Баксам» пророчат уход с первых ролей в мировой финансовой системе уже давно. А он живет, и, если и не процветает, то уж на поверхности держится точно. Но, за последние несколько месяцев в мире произошло несколько событий, которые, без сомнения, в той или иной степени, на его «плавучесть» действуют…>>>