Час пик
Быстрый переход:




Политическая мифология американского общества | Страница 1

Автор: Владислав Гулевич




За годы господства прогрессистского мировоззрения мы привыкли к мысли, что таким понятиям, как мифология, не место в нашем рационализированном мире. Однако это далеко не так. И даже самое рационализированное общество, где прагматизм и практическая польза поставлены во главу угла, каковым является общество американское, не лишено подсознательных механизмов, определяющих формы внешнего поведения, как рядовых американцев, так и их политической элиты.

Политика народа — это практическая сторона его жизненной философии, из абстрактных идей принимающей осязаемые формы. Каждый народ живет под грузом свойственного его культуре мифологического базиса. Этот базис скрыт от внешнего наблюдения, находясь в глубинах народной психологии. Проявлением народной психологии принято считать традиционные сказки, эпосы и фольклорные произведения. В наш век образцами проявления подсознания являются также мультипликационные фильмы и кинематограф.

В последние десятилетия мир стал свидетелем американского политического повествования о супергерое. Экзистенциальный противник — Советский Союз — вышел из игры. Индивидуальный поединок двух мировоззренческих систем — капиталистической и социалистической — сменился групповыми избиениями непокорных (Ирак, Афганистан, Сербия, Ливия), а фраза Марка Твена «Бог создал войны, чтобы американцы получили познания в географии» приобрела зловещий смысл. США — сверхдержава, единственная на данный момент.

Сомнений этот факт не вызывает, но было бы нелишним проанализировать основные установки американского этнического сознания, накладывающего четкий отпечаток на американскую внешнюю политику.

Базовой фигурой американской культуры является герой-одиночка. Образ непокорного задиры, раздающего тумаки своим оппонентам, и любой ценой (как правило, большой кровью) добивающегося своего, воспет американской народной литературой, Голливудом и индустрией компьютерных игр. Симптоматично появление в американской традиции таких произведений, как «Терминатор», «Человек-паук», «Бэтмен», «Супермен», «Капитан Америка». Главных персонажей характеризует крайняя жесткость и агрессия, отсутствие размышлений о последствиях применения своей сверхсилы («разве что артиллерийский снаряд способен пробить его кожу, он может обогнать скоростной локомотив и перепрыгнуть небоскреб») и строгое соблюдение норм поведения, принятых на Среднем Западе.

Характерно, что некоторых из упомянутых героев явили публике еще в 1930‑1940‑х гг., и с тех пор их способности прогрессировали параллельно техническому прогрессу самих США. Так, Супермен пережил атомный взрыв, а позже ему приписали невосприимчивость к токсинам и старению, умение обходиться без кислорода и сдвигать планеты с орбит. «Капитан Америка», одетый в костюм, раскрашенный в цвета американского флага и вооруженный неразрушимым щитом, помогает правительству США в военных операциях против неонацистов, коммунистов и террористов, демонстрируя удивительные познания в технике.

Как указывает в статье «Сверхчеловек и американская политическая традиция» политический аналитик Александр Бовдунов, «для понимания американского общества в этом отношении интересны две работы американских социологов и культурологов — Роберта Джуэта и Джона Шелтона Лоуренса («Миф об американском супергерое» и «Капитан Америка и крестовый поход против зла: дилемма ревностного национализма»). Эти авторы утверждают, что, несмотря на заявления, поступающие в том числе со стороны некоторых представителей психологической науки о том, что сознание американцев предельно демифологизировано, на самом деле такое представление в корне неверно, американское общество и сознание большинства американцев управляется столь мощными мифологическим комплексами, что невозможно понять Америку, не обратившись к ним. На основании многочисленных исследований, касающихся, как политических доктрин, выступлений и писаний американских политиков и философов, писателей и общественных деятелей со времен отцов-основателей США, и до Джорджа Буша, так и народных рассказов, литературных произведений, фильмов, мультфильмов, видео и компьютерных игр и их общественного восприятия авторы делают следующий вывод, миф о сверхчеловеке, о супергерое является одним из ключевых, если не стержневым мифом американского воображения. Политические доктрины, равно как и образы, запомнившиеся нам по американским кинофильмам суть одни из форм его воплощений. Авторы используют термин «мономиф», введенный Джозефом Кэмпбеллом (другим американским автором) для корректного описания американского мифа о супергерое. Они противопоставляют классический мономиф, как его понимает Кэмпбелл и мономиф американский. В классическом мономифе, примерами которого могут быть миф об Энее или «Одиссея», или широко распространенный во многих культурах миф об убийстве дракона героем, человек выпадает из обычного круговорота жизни, терпит лишения, проходит определенное испытание, совершает героический поступок, после которого, так или иначе, реинтегрируется в общество. Очень часто, мы можем заметить это в наших сказках, локальные версии такого мифа заканчиваются свадьбой, обретением власти. Реинтеграция, соответствующая женитьбе или осуществлению властных функций, равна обретению полноценного человеческого статуса, вот почему Кэмпбелл соотнес такой мономиф с представлением об инициации, целью которой и является обретение полноценного человеческого статуса в архаическом обществе. Американский мономиф, хотя и похож на классический, сущностно инаков. Его главной особенностью является отсутствие финальной реинтеграции, супергерой является всегда внешним по отношению к обществу, одиноким, спасая мир бессчетное количество раз, он остается иным, приобретая даже черты божества».







  • Еще в 2006 году Сергеем Гриневецким была выдвинута идея разработки Государственной программы спасения и развития одесских лиманов — Хаджибеевского, Куяльницкого, Большого Аджалыкского, Аджалыкского и Тилигульского. Этот проект получил самую широкую поддержку со стороны ученых, экологов, общественности…>>>
  • «Заработная плата — мерило уважения, с которым общество относится к данной профессии». Возможно, этот афоризм американской активистки движения за социальные права в США Джонни Тиллмон и справедлив для стран с развитой рыночной экономикой, но в украинских реалиях он вряд ли найдет подтверждение на практике…>>>
  • Лифты — проблема любого крупного города. К сожалению, неприятных, а порой и трагичных, ситуаций с лифтами становится все больше, и, по мнению С. Гриневецкого, этот вопрос заслуживает отдельного детального обсуждения…>>>
  • Противостояние обострилось до такой степени, что жители Лиманского решили провести акцию протеста — перекрыть проходящую через село железную дорогу. Работникам милиции удалось предотвратить незаконные действия людей, однако «паровой котел» протестного движения грозил взорваться в любой момент. Урегулировать ситуацию попытались Ренийская райгосадминистрация и районное газовое хозяйство. При их участии в конце октября 2011 года противоборствующие стороны достигли компромисса, и появилась надежда на то, что темпы газификации села будут ускорены… С тех пор прошло почти пять месяцев, но проблема лишь усугубилась…>>>
  • Неся бремя объективного аналитика и наблюдателя за нашей судебной системой, мы все чаще приходим к печальному выводу, что «черные мантии» — главные фигуранты в сомнительных делах, когда права человека растаптывают, буква закона попирается, а судебное решение несовместимо с понятием справедливости. «Раздутый миф» об «успехах» реформирования судебной власти является ярчайшим примером подлинного кощунства по отношению к праву в целом и его судебной системе, в частности. Классический тому пример — дело Н. Х. Кошура…>>>