Час пик
Быстрый переход:




Альберт Великий — пророк и философ | Страница 4

Автор: Лариса Кириченко, по материалам интернет-источников






Альберт Великий принадлежал к четвертой категории — так, по крайней мере, его воспринимали современники. Согласно привилегии, закрепленной за знаменитыми и уже покойными учителями церкви, для Альберта делалось исключение — прижизненная привилегия — что—то вроде бюста на родине. Его цитировали в качестве авторитетного источника, его произведения читали и публично комментировали в школах, его взгляды считались собственной философией христианства, которая наконец-то была найдена. Ядовитый Роджер Бэкон замечал, что такой успех при жизни не снился даже Христу: Христа при жизни осуждали. Однако при всей сопернической ядовитости Роджер Бэкон не мог не признать энциклопедичность и широту познаний Альберта Великого, утверждая, что он один стоит больше, чем целая толпа ученых.

Можно понять всю историю средневековья, а особенно позднего, как историю рационалистического движения, медленного, но непрерывного; не всегда последовательного, но упорного; иногда сдающего свои позиции под влиянием общественной среды, но, в конце концов, преодолевающего косность и препятствия.

Все произведения Альберта Великого обычно разделяют на четыре группы. То, что называется «Сумма о творениях», четыре книги комментариев к «Сентенциям» Петра Ломбардского, довольно много трактатов по разным разделам философии, «Сумма теологии» — основной труд, над которым Альберт работал последние 10 лет своей жизни. Одна из его книг «Малый алхимический свод» есть на русском языке.

Его труды покоятся на двух незыблемых посылках: на убеждении в истинности христианской веры и на вере в реальность наблюдаемых фактов. К космогоническим построениям древних он относится с любопытством, но сдержанным и осторожным. С одной стороны они не христианские, с другой — не опираются на факты, потому к ним и следует относиться с большой долей осторожности. Как христианин он убежден в сотворенности мира Богом, как философ он не может это доказать. Но и опровергнуть не может. В поисках доказательства или опровержения надо обратиться к центральному понятию творения, к его Субъекту — Богу.

Важнейший предмет философии Альберта Великого — мир физических объектов. Это совершенно понятно, если вспомнить, что Альберт был неравнодушен к эмпирическому исследованию природы и много занимался естественными науками. Особенно же он увлекался ботаникой и алхимией, а основным методом считал внимательное и любовное наблюдение за природой.

Один из биологов XIX века Мейер пишет в «Истории ботаники»: «Ни один ботаник, живший до Альберта, не может сравниться с ним, даже Теофраст, с которым он не был знаком; а после него никто не описывал природу такими живыми красками и не изучал ее так основательно, вплоть до времени Кондрата, Геснера и Чезальпини. Вся хвала поэтому человеку, который добился такого поразительного прогресса в естественной науке, т. к. на протяжении трех столетий не найдется никого, кто бы мог сравниться с ним, уже не говоря о том, чтобы превзойти его.

 

Пророчества Альберта Великого

 

Его даже называли магом, намекая на увлечение алхимией. Подобно всем христианам. Альберт неодобрительно относился к колдовству, оккультизму, считая их проявлением демонических сил, но вот к естественной магии или алхимии тяготел. Он полагал, что с помощью естественной магии можно лечить пораженные порчей металлы, неспроста же синоним названия философского камня — медикамент. Он также думал, что сущность у всех металлов едина — металлическая, а различия порождены внешними условиями и внешними причинами. Алхимия призвана трансмутировать металл, придать ему совершенную металлическую, образцовую, эталонную форму. Ближе всего к эталону металлы благородные, неблагородные металлы — те же благородные, но пораженные порчей. Стало быть, металлы надо лечить, вернуть к первоначальному совершенству. Совершенный же металл (эликсир) состоит из серы, ртути, мышьяка и нашатыря — это и есть медикамент, посредник между более совершенными и несовершенными металлами.







  • Одним из важнейших вопросов законотворческой деятельности народного депутата Сергея Гриневецкого стал вопрос об обеспечении граждан жильем…>>>
  • По самым скромным подсчетам только в Одессе в общежитиях проживает порядка 60 тысяч человек. Причем живут они не в лучших условиях, зачастую с риском вообще остаться на улице. И такие случаи бывают…>>>
  • Когда в 2005 году мы шли на выборы в местные советы, мы первые подняли вопрос о Хаджибеевском, Куяльницком, Григорьевском, Тилигульском лиманах — вообще о системах лиманов вокруг Одессы и их критическом состоянии. На нас тогда смотрели с удивлением, дескать, «Зачем им это нужно?!». А мы понимали, зачем. Мы знаем, что представляет собой этот природный ресурс, какое это богатство, и как мы не умеем им нормально распорядиться…>>>
  • Украинский суд, как показывает практика, — не просто самый несправедливый в мире. Он еще и проявляет завидный правовой нигилизм. То есть сам суд, как бы призванный строжайшим образом следить за соблюдением законов, на эти же нормы закона банально плюет…>>>
  • Эксклюзивный сюжет южненской телестудии «Миг» шокировал весь регион. Корреспонденты телестудии г. Южный после многочисленных звонков выехали в село Кошары, где по убеждению горожан в центре населенного пункта находится несколько «брошенных»… могильных плит…>>>