Час пик
Быстрый переход:




Демократия — это право вшей поедать львов | Страница 1

Автор: Владислав Гулевич




Аргентинский философ Альберто Буэла, касаясь болевой точки современной демократии, т. е. отсутствия у нее героико-иерархического измерения, в статье «Немного об иерархии», писал: «Когда Макс Шелер (1874‑1928) на конференции «Человек в эпоху уравниловки» в Высшей школе политики (Германия), как и в своем позднем трактате «Феноменология и метафизика свободы», за год до своей преждевременной смерти выдвинул тезис о том, что главной чертой нашего времени является эгалитаризм, когда умирает иерархическая идея. Сегодня, почти столетие спустя, мы рождаемся, живем и умираем в этой эпохе, обозначенной строфой из танго камбалаче «Все одинаково, все равно, что невежда, что профессор», нам тяжело постигнуть саму идею иерархии, потому что это понятие прочно связывают с милитаризмом, политикой или клиром, перед которыми наше сознание выстраивает защиту…

Когда мы размышляем об иерархии, о чувствах, сопровождающих это понятие, и о его значении, нам необходимо погрузиться в глубину восточной философской мысли, и уже оттуда извлекать это понятие, исчезнувшее из словоупотребления и традиционного дискурса, как политико-социального, так и морального. Первым, кто систематично заговорил об иерархии, был философ… Дионисий Ареопагит в конце V и нач. VI в. до Р. Х. Дионисий Ареопагит написал два фундаментальных труда на нашу тему: «О небесной иерархии» и «Об иерархии церковной».

В обоих названиях присутствует слово «иерархия», которое первый            переводчик трудов Ареопагита на латинский язык, ирландец Иоанн Скотт Эриугена (810‑877) передал совершенно точно методом транслитерации. Т.е. перевел буква за буквой, создав новый латинский термин hierarchia, который мало о чем нам говорит, кроме того, что hierarchia — эквивалент «иерархии». В более поздних переводах такой тавтологии уже нет, а этот термин выведен в соответствии с этимологическим чутьем переводчиков: hieros = «святой» или «священный» и argein = «правление» = «правление священного» или «власть священного».

Религиозные авторы… предпочитали термин «священное царство», под которым разумели множество и различие социальных классов: высший, средний и низший, и создав предпосылки для социального расслоения. Современные теологи (например, Ратцингер), предпочитают термин «священное первоначалие», избегая примешивать сюда социальные мотивы или политику. И это показывает разрыв современной политологии с теологией. Мы видим, что изначально концепция и идея иерархии была, в первую очередь, связана со «священным» или «святым». Следовательно, тот, кто несет в себе сакральное, тот обладает авторитетом в иерархической системе, и чем больше в нем сакрального, тем выше этот авторитет.

В нашу эпоху десакрализации и светскости практически утеряно последнее чувство иерархии. Если мы спросим себя, что есть священное, сакральное, мы не будем знать, что ответить. В лучшем случае ищут замену этому понятию: священное — это футболка с символикой моей любимой команды; священное, изрекает кто-то с глубокомысленным видом — это само человеческое естество; священна жизнь, скажут противники абортов. Больше мы ничего не услышим.

Священен Бог, но в наши дни, кажется, он отступил от нас… Никто не знает, на ком лежит ответственность за «похищение Богу у современного человека». Некоторые предлагают в качестве ответа собственный бред, построенный на грубейших ошибках из области философии и теологии, которыми так богата наша современность благодаря господству объективизма, иллюминизма, материализма, релятивизма и нигилизма. Те, кто ближе к церкви, как традиционалистской структуре Востока, окончательно дезориентированные, вынуждены уже не одно столетие воспринимать современный мир таким, каков он есть, рассуждая о его природной естественности.







  • Одним из важнейших вопросов законотворческой деятельности народного депутата Сергея Гриневецкого стал вопрос об обеспечении граждан жильем…>>>
  • Застройка Молдаванки должна базироваться на нескольких принципах. Во-первых, ключевым должен стать принцип социальной справедливости…>>>
  • Наш город славен прекрасной архитектурой. Мы гордимся тем, что Одессу строили ведущие архитекторы прошлого. Но, увы, многие из этих зданий находятся в плачевном состоянии. Забота о культурном наследии Одессы всегда являлась приоритетом для Сергея Гриневецкого…>>>
  • Представителям Фемиды из Приморского райсуда Одессы мы посвятили не одну публикацию. Причем, как догадывается читатель, эти публикации были отнюдь не из самых приятных. Но, увы, «маємо те, що маємо». Причем, как правило, это — тотальное нарушение закона, с которым мы сталкиваемся всякий раз, чем и вызвано обилие наших публикаций…>>>
  • Статистика для того и создана, чтобы ее искажать в угоду чьим-то интересам. И если бы это была только одна проблема у судебной власти, мы бы жили в правовом государстве, или… (как там его называет наша Конституция?)! Однако, на самом деле у нас такой ворох проблем в судейской системе, что с ними уже никакая реформа не справится, и ни один человек. Во всяком случае, этот «ворох» только разрастается и разрастется, но решать проблемы по существу никто на самом деле не берется…>>>