Час пик
Быстрый переход:




Раскол России на национальные швы был приоритетной целью нацистов, сейчас — США | Страница 1

Автор: Владислав Гулевич




Проект политико-экономической интеграции от «Атлантического до Тихого океана», если бы он осуществился, был бы одним из самых впечатляющих. Идею единой Европы от Атлантики до Урала вынашивал Шарль де Голль. Европу от Дублина до Владивостока строил бельгийский геополитик Жан-Франсуа Тириар, называя эту геополитическую конструкцию «Евро-советской империей». Наверняка наиболее трудным участком реализации этого проекта можно было бы назвать регион польско-российского культурно-политического соприкосновения.

Польша на протяжении своей истории всегда старалась обеспечить себе стратегическую глубину, позволявшую отодвинуть дальше «российскую угрозу». Россия стремилась к противоположному, т. е. отодвинуть «польскую угрозу». В силу неравновесных географических масштабов двух имперских государств, когда Россия в разы превышала Польшу и размерами, и количеством жителей, польская сторона видела выход в разъединении Российской Империи, затем СССР на отдельные куски. Наиболее четкое оформление эта идея получила в прометейской концепции, влияние которой просматривается в польской внешней политике и поныне.

Концепция прометеизма была нацелена на расчленение сначала Российской Империи, а, затем, и Советского Союза посредством поддержки националистических движений нерусских народов. Особый вклад в развитие этой концепции внес Юзеф Пилсудский, позднее ставший главой Второй Польской республики. Польшу «прометеисты» сравнивали с легендарным Прометеем, несущим людям огонь свободы.

Их не смущало, что в психологии термин «прометеизм» означает «стремление человека к возвеличиванию своей личности не за счет самосовершенствования, а за счет присвоения себе совершенств, похищенных у других людей», т. е. совсем не то, что воображал Ю. Пилсудский в политике.

Несмотря на это, прометеизм, занимающий столь значительное место в польской геополитической мысли, многими геополитиками считался за единственно верный путь в польско-российских отношениях, когда отсутствие России было бы лучше самой России. Но концепция польского прометеизма не лишена многих недостатков идеологического, и политического характера. Очевидно, что, если бы прометейская доктрина была безупречной, она бы реализовалась не в усеченной манере, как мы это увидели с распадом СССР и образования на его месте 15 де-юре независимых республик, а в полной мере, и вслед за Советским Союзом рассыпалась бы сразу и Россия. Этого не произошло в силу нижеследующих причин.

Разработчики прометейской доктрины, а также ее активные сторонники часто видели только то, что хотели видеть. Литературные труды ссыльных поляков (например, Кароля Хоецкого, Бронислава Пилсудского) с их основной мыслью, что коренные народы Сибири и Средней Азии стремятся к обретению независимости, и ждут только помощи извне, часто представляли собой странный плод политического самообольщения. В действительности государственнические порывы среди сибирских и среднеазиатских народов не носили явно выраженного характера, а порой отсутствовали вовсе. Несомненно, в любой этнической общности, проживавшей на территории Российской Империи, имелось определенное число людей, которые симпатизировали бы прометейской идее (если бы они с ней ознакомились). Но это было меньшинство, причем радикальных взглядов, которых в соответствии с современной терминологией назвали бы ультраправыми.

В прометейской среде отсутствовало либо намеренно игнорировалось понимание того, что русским в одиночку было бы не под силу создать такой огромный государственный организм от Балтики до Тихого океана, каким была Российская Империя. Им в этом помогали представители нерусских народностей, которые часто вовсе не считали себя порабощенными. На Руси отсутствовала запретная черта на занятие государственных должностей не русскими, поэтому уже в эпоху Ивана Грозного с 1575 по 1576 гг. Россией правил этнический татарин Симеон Бекбулатович. Историки спорят, было ли его правление номинальным или реальным. Это не имеет значения, поскольку даже если Симеон Бекбулатович правил номинально, венчание его на царство не воспринималось народом как нечто невозможное.







  • По самым скромным подсчетам только в Одессе в общежитиях проживает порядка 60 тысяч человек. Причем живут они не в лучших условиях, зачастую с риском вообще остаться на улице. И такие случаи бывают…>>>
  • В начале 90‑х, когда начинались реформы, нас уверяли в том, что «рынок все решит». Но рынок не решил…>>>
  • Теперь молодым приходится рассчитывать только на себя, в лучшем случае — на помощь родителей. И в вопросе жилья также. Накануне экономического кризиса Украина переживала строительный бум. Но он не решил жилищной проблемы…>>>
  • Ситуация с украинской нефтепереработкой напоминает известный стишок про десять негритят. Правда, на заре независимости полноценно работающих нефтеперерабатывающих заводов в Украине было не десять, а шесть, но сути дела это не меняет. Как и в случае с негритятами, НПЗ последовательно прекращают свою жизнедеятельность…>>>
  • Сознание человека в обществе потребления, блокирует любую информацию, в которой не заложен элемент материальной прибыли, проще говоря, «бесплатно размышлять» никто уже не будет, а вот за деньги, такие люди, согласны будут размышлять в любом указанном направлении. «Бухгалтерское мышление» — так удачно назвала этот феномен президент Литвы Даля Грибаускайте, разрушает общество, а ведь общество — это фундамент государства…>>>