Час пик
Быстрый переход:




Иван Андреевич Крылов о дураках и скукобредах | Страница 1




В наш век человеком правит мода. Мало кто задумывается, насколько мода жестока. Следовать моде — значит, ориентироваться на внешний вкус. Преданность моде — преданность внешнему, а не тому, что в тебе. Это не значит, что обязательно нужно превращаться в странного чудака, одетого кое-как. Это значит, что, одеваясь по моде, нужно знать границы разумного.

 

Задайте современным юношам глубокомысленный вопрос (о патриотизме, чувстве долга, морали), и вы увидите, как саркастически писал И. Крылов, что «ничто так не блистательно, как молодой человек, когда он шутит над важными вещами, не понимая их». Виной тому — разрушенная система образования, прихлебательская готовность внести любое новшество, главное, чтобы оно было западным, а не эффективным.

 

О литературном творчестве Ивана Андреевича Крылова раньше знал каждый школьник. Еще и сегодня, когда русская классическая литература практически вытеснена из школьной программы, многие наши юные сограждане наслышаны об известном сатирике. В первую очередь, благодаря его таланту баснописца. Но мало кто знает, что Иван Андреевич был не только талантливым памфлетистом и сочинителем басен, но и переводчиком с французского языка, сотрудником Императорской Публичной библиотеки и Действительным членом Императорской Российской академии. А еще он совмещал в себе способности писателя-моралиста и ловкого кулачного бойца.


Родился Иван Андреевич в семье отставного драгунского капитана. Отец его «наукам не учился», но имел страсть к чтению. От него в наследство сыну перешел сундук, набитый книгами. Благодаря отцу и выучился грамоте маленький Ваня. Позже он обучился французскому языку, а также не пропускал ни одного кулачного боя «стенка на стенку» — давней русской традиции. Можно сказать, что в юности кулачные бои были его второй страстью (после чтения). Будучи крепкого телосложения и физически очень сильным, юный И. Крылов часто выходил победителем в поединках даже с взрослыми бойцами.

Этот человек совмещал в себе сразу несколько броских качеств: боевитость, литературный талант и небывалое остроумие. Однажды над телосложением уже престарелого, и тучного И. Крылова решила подшутить компания молодых повес, выкрикнув при его приближении: «Смотрите! Какая туча идет!». И. Крылов взглянул на небо, и сказал: «Да, и вправду дождик собирается. То-то лягушки расквакались».

Поговаривают, что знаменитый баснописец был человеком не очень добродушным. Образ упитанного добряка создала ему читающая публика. Так ли это было на самом деле, сказать однозначно сложно, но, несомненно, одно — особое неприятие у И. Крылова вызывали люди, умственно ленивые и примитивно-беспечные. Им-то он и посвящал свои наиболее саркастические произведения.

Прочтите его «Речь, говоренная повесою в собрании дураков» — это же просто картинка с натуры нынешнего времени! В нем — и сатира в адрес отроков неудобоучащихся, и пресмыкательства перед иностранными безделушками в ущерб уму.

В ту эпоху законодателем мод был Париж. Но многие французские нравы воспринимались недалекими обывателями некритично, а потому французы, писал И. Крылов, «делая нам честь, для нас оставляли в своем отечестве достоинство французских водоносов и разносчиков, чтобы образовать наши нравы и обычаи. Они-то и… показали нам необходимость переменять в год по пятидесяти кафтанов; открыли нам ключ, что удачнее можно искать счастья с помощью портного, парикмахера и каретника, нежели с помощью профессора философии: они-то, наконец, науча нас танцевать, открыли нам нужную для светского человека тайну, что ученые ноги в большом свете полезнее ученой головы».

Слепое поклонение игрушкам да безделушкам ведет к особой форме идолопоклонства, к утрате чувства привязанности к родному очагу, ведь страсть, если она бездумна, переходит мгновенно в порок. «Я все нации люблю, выключая моего отечества», — спешит заявить герой памфлета. Для него предпочтительнее не тратить время на чтение, а «с удовольствием убивать его в кофейных домах», ведь учится-то уже по-настоящему и незачем: «Сие время уже прошло; ныне молодой человек, желающий слыть ученым, не имеет большой нужды в грамоте; за недостатком своего ума можно иметь у себя на полках тысячи чужих умов, переплетенных в сафьян…».







  • «Заработная плата — мерило уважения, с которым общество относится к данной профессии». Возможно, этот афоризм американской активистки движения за социальные права в США Джонни Тиллмон и справедлив для стран с развитой рыночной экономикой, но в украинских реалиях он вряд ли найдет подтверждение на практике…>>>
  • Через пять дней после принятия этого Закона, Верховная Рада, снова по инициативе Сергея Гриневецкого приняла Заявление «Безъядерному статусу Украины — реальные гарантии»…>>>
  • Народный депутат Сергей Гриневецкий за период своей деятельности в Верховной Раде с ноября 2007 года подготовил и направил 88 депутатских запросов…>>>
  • Противостояние обострилось до такой степени, что жители Лиманского решили провести акцию протеста — перекрыть проходящую через село железную дорогу. Работникам милиции удалось предотвратить незаконные действия людей, однако «паровой котел» протестного движения грозил взорваться в любой момент. Урегулировать ситуацию попытались Ренийская райгосадминистрация и районное газовое хозяйство. При их участии в конце октября 2011 года противоборствующие стороны достигли компромисса, и появилась надежда на то, что темпы газификации села будут ускорены… С тех пор прошло почти пять месяцев, но проблема лишь усугубилась…>>>
  • Сознание человека в обществе потребления, блокирует любую информацию, в которой не заложен элемент материальной прибыли, проще говоря, «бесплатно размышлять» никто уже не будет, а вот за деньги, такие люди, согласны будут размышлять в любом указанном направлении. «Бухгалтерское мышление» — так удачно назвала этот феномен президент Литвы Даля Грибаускайте, разрушает общество, а ведь общество — это фундамент государства…>>>