Час пик
Быстрый переход:




Именуемый сегодня «отцом украинского возрождения» Тарас Шевченко о таковом не знал... | Страница 3

Источник: Александр Каревин






Но, конечно, в этническом отношении коренных жителей Полтавского и Харьковского регионов никто не различал. После переименования в 1835 году Слободско-Украинской губернии в Харьковскую украинцы исчезли и там. Этим, кстати, объясняется и то обстоятельство, что слово «украинцы» встречается, к примеру, в ранних письмах, Евгения Гребенки и совсем не встречается у Тараса Шевченко. Именуемый сегодня «отцом украинского национального возрождения» Тарас Григорьевич ничего о таковом возрождении не знал. И это весьма показательно.

Как же тогда оказались «Украина» и «украинцы» национальными названиями? Вероятно, стоит обратить внимание на свидетельство выдающегося сербского историка Пантелеймона Сретьковича, проведшего молодые годы в Малороссии. «Как студент Киевского университета, я сам был очевидцем некоего «украинофильства», — вспоминал он. — Но когда я поездил по деревням Киевской, Волынской и Подольской губерний, мне бросилось в глаза, что в этих губерниях главная масса народонаселения русская, а помещики — католики, ополяченные русские. Указывая на этих-то помещиков, поляки и утверждают, что это польские земли, а чтобы скрыть, к какой национальности принадлежит народ, они называют эти русские земли «Украина».

Стремившиеся к воссозданию независимой Польши «от моря до моря» деятели польского движения средством достижения своей цели видели ослабление России. Ослабить же ее можно было, внеся раскол в русскую нацию, отмежевав малорусов от великорусов, противопоставив их друг другу. Для этого и создавалось так называемое украинофильское (позднее — украинское) движение. Создавалось именно поляками. Они-то и выступили инициаторами внедрения новых терминов.

По признанию видного украинского деятеля Александра Барвинского, выбрал малорусам новое имя лично лидер украинофилов поляк Владимир Антонович. Ну, а поскольку внедрить новшество сходу представлялось затруднительным, Антонович предложил на переходном этапе использовать термины «Украина-Русь» и «украино-руський народ».

Стоит, правда, отметить, что, по мнению крупного общественного деятеля Галицкой Руси Осипа Мончаловского, «изобретателем» являлся другой польский украинофил — Паулин Свенцицкий (Стахурский). Но сути это не меняет. Оба претендента на «авторство» принадлежали к одному политическому лагерю и преследовали общие цели.

Впрочем, наполнять термин «Украина» этническим смыслом начали несколько ранее выхода на политическую арену указанных персонажей. Еще в 1830‑х годах появились фальшивые «народные думы» соответствующего содержания. Данное обстоятельство подчеркнул известный историк (и украинофил!) Николай Костомаров, занимавшийся разоблачением фальшивок. В ХХ веке другой украинский исследователь Агапит Шамрай (между прочим, тоже из числа «национально сознательных») разобрал этот вопрос подробнее.

«Фальсификатор, вводил поэтические формулы и символы, которые не встречаются в настоящих думах, — отмечал он. — Эта, прежде всего, идеологическая подчеркнутость отличает фальсификаты от дум. Обратим, например, внимание на формулу «Украина», в каком значении она употребляется в фальсификациях. Тут, прежде всего, оттеняется понятие «Украина» как политическое целое, как национальный организм». И далее (сопоставив цитаты из фальсификатов и подлинников): «Разница между настоящими думами и стилизациями выступает очень выразительно. В думах оригинальных «Украина» употребляется, как географическое значение».

Известно, что к фабрикации фальшивых «дум» был причастен молодой в то время собиратель фольклора Измаил Срезневский. Однако кто стоял за ним, кто являлся наставником фальсификатора — остается невыясненным. Видимо, искать тайного вдохновителя следует в тех кругах, откуда пошла в свет и печально знаменитая фальшивка «История русов».







  • Безопасность горожанина касается не только чрезвычайных ситуаций…>>>
  • Застройка Молдаванки должна базироваться на нескольких принципах. Во-первых, ключевым должен стать принцип социальной справедливости…>>>
  • По самым скромным подсчетам только в Одессе в общежитиях проживает порядка 60 тысяч человек. Причем живут они не в лучших условиях, зачастую с риском вообще остаться на улице. И такие случаи бывают…>>>
  • 13-15 гривень за десяток яиц — не перебор ли, панове? К примеру, в Киеве стоимость этого хрупкого продукта, даже после повышения, колеблется в диапазоне 10-11 гривень. Но и это — слишком высокая цена, особенно, если учесть темпы роста отрасли и себестоимость яйца, которая… ровно в 10 раз ниже розничной в Одессе…>>>
  • Мы продолжаем заниматься проблемой жильцов ведомственных домов и общежитий, которую поднял народный депутат, первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Гриневецкий в своем депутатском запросе к Премьеру Николаю Азарову…>>>