Час пик
Быстрый переход:




История не знает сослагательного наклонения, а ножницы знает хорошо! | Страница 2

Автор: Владислав Гулевич






Т. Мышковский также подвергался арестам, и даже был этапирован в Тироль. Австрийцы хотели принудить его отказаться от русофильства, прекратить общения с аудиторией. После включения Галиции в состав Польши Т. Мышковский отказался принести присягу на верность Второй Речи Посполитой, за что был лишен университетской кафедры и пенсии. Но, обладая несгибаемым русским духом, он до самой смерти оставался председателем Галицко-русской матицы — культурно-образовательного учреждения. Своею целью общество ставило «подносити и ширити образованье в русском народе посредством издаванья соответных книжек». Предки Т. Мышковского были русскими дворянами. Верность русскому духу и русскому слову их потомок пронес всю свою жизнь, и не отрекся от них, несмотря на репрессии и запугивания.

К. Черлюнчакевич был адвокатом Максима Сандовича, расстрелянного австрийцами в тюрьме без суда и следствия. Последними словами М. Сандовича были: «Да живет Святое Православие! Да живет Святая Русь!». Сам К. Черлюнчакевич, будучи самым известным юристом Перемышля, был вскоре арестован за свои русофильские взгляды. Австрийский суд обвинил его в госизмене и приговорил к смертной казни. После вмешательства испанского короля Альфонса XIII казнь заменили пожизненным заключением.

После смерти императора Франца-Иосифа в 1916 году К. Черлюнчакевича амнистировали. Он сразу же вернулся в родной Перемышль, где включился в бурную общественно-русскую деятельность. Жертвует деньги на нужды карпатских русофилов, выступает защитником на процессе против основателей Лемковско-русской республики, обвиненных Варшавой в госизмене. Напомню, Русская Народная Республика Лемков, которую еще называли Западно-Лемковской Республикой, была государственно-политическим образованием лемковского населения Польши. Появилась она в результате распада Австро-Венгрии, и имела русофильскую направленность.

О силе русофильских настроений тогдашней Лемковщины можно судить по тому, что лемки желали объединения с Россией, отказавшись от идеи соединения с Западно-Украинской Народной Республикой (ЗУНР). Сегодня, как известно, ЗУНР преподносится в украинских учебниках как эталон исторического бытия украинского населения. История лемков, правдивая, а не присыпанная дустом украинского официоза, почему-то предается забвению, как будто и не было этого в истории Украины.

Объединиться с Россией Лемковско-русской республике не удалось, и ее представители решили пойти на объединение с Чехословакией, войдя в состав Карпатской Руси, как автономной единицы в составе чехословацкого государства. Лемки были готовы жить с чехословаками, но не с западно-украинскими русофобами. Но 1920 году в республику вторглись польские войска. Правительство республики было арестовано. Позже их освободили, т. к. выяснилось, что они не были гражданами Польши, и, следовательно, не могут привлекаться к суду за госизмену. В оправдании лемковских лидеров были и заслуги К. Черлюнчакевича. К. Черлюнчакевич отказался покинуть родной Перемышль даже после «обмена населением» между СССР и социалистической Польшей.

Р. Мирович, будучи историком, знал русскую историю этих земель. Уже в молодые годы он — заметный русский активист. Родился Р. Мирович не в Перемышле, но переехал в этот город после Первой мировой войны. Как историк, он специализировался на теме австро-венгерского террора против карпато-русского населения Галиции. После себя он оставил множество рукописей на эту тему, к сожалению, так и не опубликованных.

Но, наверняка, самым известным галицко-русским представителем Перемышля был Исидор Шараневич. Он был, без преувеличения, душой местного русофильского движения. Археолог, историк, доцент, а, затем, и профессор Львовского университета, И. Шараневич был действительным членом польской Краковской Академии наук, почетным директором Киевского университета. Чтобы отмести гнусные обвинения И. Шараневича в украинофобии, которые раздаются из уст современной национально озабоченной публики, добавим, что он являлся также почетным членом украинской образовательной организации «Просвіта». Дело в том, что карпато-русские деятели выступали против политического украинства, т. е. против использования его австро-венграми в качестве инструментария для подавления русского самосознания населения Галиции. Украинская культура, как таковая, не была для карпатороссов объектом вражды. В отличие от украинофилов, агрессивно атаковавших все, что ассоциировалось с Россией.







  • В начале 90‑х, когда начинались реформы, нас уверяли в том, что «рынок все решит». Но рынок не решил…>>>
  • Совершенно очевидно, что действующая система управления дает очень серьезные пробуксовки, очень много бюрократии. И «его величество бюрократ» — он становится почвой для коррупции и барьером в диалоге власти и населения…>>>
  • Безопасность горожанина касается не только чрезвычайных ситуаций…>>>
  • Представителям Фемиды из Приморского райсуда Одессы мы посвятили не одну публикацию. Причем, как догадывается читатель, эти публикации были отнюдь не из самых приятных. Но, увы, «маємо те, що маємо». Причем, как правило, это — тотальное нарушение закона, с которым мы сталкиваемся всякий раз, чем и вызвано обилие наших публикаций…>>>
  • Мы продолжаем заниматься проблемой жильцов ведомственных домов и общежитий, которую поднял народный депутат, первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Гриневецкий в своем депутатском запросе к Премьеру Николаю Азарову…>>>